любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Предисловие

Предисловие


Проблема места и роли в любви политического и мировоззренческого начала в книге К. Василева специально не обсуждается. Между тем литература прошлого, в особенности революционно-демократическая, дала образцы художественного исследования любви, вдохновляемой борьбой за социальную свободу («Что делать?» Чернышевского, «Виновата ли судьба?» Каравелова, «Овод» Войнич и др.). В советской литературе 20—30-х годов связь любви и политики была глубоко раскрыта в поэзии Маяковского и Багрицкого, в прозе Шолохова, Леонова, Николая Островского. Военные и послевоенные годы обогатили эту тему романами и кинофильмами о Великой Отечественной войне.

При расхождении социальных ориентации, при отсутствии единства политических и мировоззренческих, эстетических и моральных установок, которые преломляются в различии привычек и вкусов, любовь женщины и мужчины приобретает неполноценный, ущербный вид и вообще становится невозможной.

Любовь советских людей зародилась в огне социалистической революции и гражданской войны, в пафосе первых строек социализма, претерпела испытания великой войны против фашизма, окрепла в годы построения развитого социализма. Она еще очень молода: ее развитие не могло завершиться на протяжении жизни трех-четырех поколений. Природа любви требует свободного товарищества женщины и мужчины, а процесс его становления непрост и мучителен. Ключ к верному пониманию любого общественного явления дает его высший расцвет; историческое становление чувства любви еще далеко от этого. Но прослеживая современные тенденции возвышения любви, мы можем гипотетически подойти к ее глубинной сущности.

Хотя любовь неотторжима от физического влечения, хотя она предполагает брак и семью и порождает благодарность, хотя, наконец, чувство любви сопровождается чувством долга — ни страсть, ни брак, ни благодарность, ни долг сами по себе не есть любовь. Во всех этих ситуациях любовь рискует быть подчиненной трезвым, расчетливым соображениям. Сама любовь, как гармония телесного и духовного влечения, есть такое, по А. А. Ухтомскому, перенесение себя на лицо другого, целью которого является облагораживание внутреннего мира любящих, его просветление. Это в высшей степени небезразлично для общества. Безоглядная и взаимная любовь способна не только преодолеть корысть, эгоизм, заблуждения, жестокость, но даже исправить преступника. Совершенство любви выявляет несовершенство окружающего, порождает стремление изменить его. Любовь — это не только чувство, но и особая деятельность.

Эстетический подход к любви не может ограничиваться внешней красотой, внешним совершенством человека. Нет ничего более ошибочного, чем втискивать любовь в узкие рамки натуралистического подхода к человеку. Физическое совершенство поистине прекрасно только тогда, когда оно сливается с духовным совершенством. Сама по себе внешняя красота, если она враждебна духовности, губительна для любящего. Она фальшива, ибо обещает то, чего не может дать, и влечет к безумству в любви, к порабощению, обесчеловечению. В мировой литературе, пожалуй, нет более убедительной художественной дилеммы, чем образы светской красавицы Элен и некрасивой княжны Марьи из «Войны и мира». Холодность и порочность первой вызывают отвращение, тогда как искренние порывы нравственного чувства второй высвечивают в ее непритязательной внешности подлинную человеческую красоту.

Исходное эстетическое отношение есть, по Марксу, трудовое отношение. Трудясь, человек изменяет мир и по законам красоты, то есть не только по своим потребностям, по своей мере, но и по мере других видов; делом своим совершенствуя, гармонизируя свое окружение, человек совершенствует и самого себя. Сущность любви составляет также творческая эстетическая деятельность, причем в силу неповторимости, уникальности каждого ее проявления — индивидуально-творческая. Взаимообогащение и взаимосовершенствование любящих делает их талантливыми, даже гениальными в чутком понимании друг друга, дает возможность пережить состояние свободного взлета над каждодневностью. Искусство и любовь недаром составляют своего рода любовное двуединство. Влюбленность, замечал Чехов, указывает человеку, каким он должен быть. Интуитивно-художественное проникновение в природу любви раскрывает ее суть — усовершенствование по мере человека другого пола. Здесь, следовательно, и кроются самые глубокие ее законы, которые нужно искать в нелегком и противоречивом взаимном совершенствовании творчески-трудовой направленности, интеллекта, моральных установок и привычек, здоровья и физической гармонии.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!