любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Эстетизация отношений ⇒ Танцы, музыка, скульптура, живопись

Танцы, музыка, скульптура, живопись


На протяжении веков скульптура и живопись воспитывали утонченность половых отношений, свойственную цивилизованному обществу, обогащали эстетическое содержание любви человека. После античной классики новой, подлинной революцией в этой области стало искусство Возрождения. Его основной темой, его объектом созерцания вновь становится целостный гармонический человек.

Искусство снова обращается к изображению обнаженного тела с эллинистической чистотой и откровенностью. Сначала начинают изображать открытыми руки и шею, скрытые на иконах от человеческих взглядов. На полотнах и на фресках нагое тело вновь начинает блистать во Всей своей теплой, изящной красоте. Большое значение имел тот факт, что это искусство воплощалось преимущественно в живописи. Его волшебное очарование выражалось в красках, колорите.

Изображения идеальной женщины эпохи Возрождения обычно называются мадоннами (по христианской традиции) или Венерами (согласно языческой традиции). Разница здесь не только в названии, в известной степени она касается и некоторых особенностей трактовки.

Мадонны Ренессанса — это вчерашние (с желтыми, как воск, страдальческими лицами) богородицы позолоченных икон, превратившиеся в лучезарно улыбающихся светских дам. Шея открыта, лицо сияет запрещенной ранее улыбкой. Тем не менее мадонны «прилично одеты», тщательно задрапированы. Как иначе они могли бы выдержать строгости христианской традиции?

Огромным достижением были мадонны Леонардо да Винчи и Рафаэля — представителей блестящей флорентийской школы. Замечательна живая красота их лиц. Древнегреческие ваятели искали идеальные пропорции тела женщины, стремились выразить его грациозность и гармоничность. Лицо приобретало особенно холодную, «звездную» красоту. Ему не хватало интимного самоуглубления.

Не таковы мадонны Леонардо и Рафаэля (Мадонна Литта, Мадонна в скалах, Мадонна Бенуа, Мадонна делла Седиа, Сикстинская мадонна и т. д.). Эти изображения женщины излучают внутренний магнетизм, какое-то скрытое волшебство. Лица их полны глубокой одухотворенности и чарующей миловидности.

Венеры Возрождения — нагие, как прелестные образы богини любовного желания в Древней Греции. Это новая эстетическая идеализация природного начала жизни, торжествующего человеческого тела.

Художник раннего Возрождения, периода так называемого кватроченто, Сандро Боттичелли рисует тонкой изящной кистью образ Венеры. Прекрасна картина рождения богини из золотистой пены моря. Венера стоит на огромной створке раковины над волнами, застенчивая, нагая и девственная. Ее тело — воплощение чистой гармонии идеала. Ее золотистые волосы, колеблемые ветром и дыханием весны, струятся по плечам и ниспадают до бедер.

Но у этой Венеры все еще бледная кожа богородицы, ее лицо исполнено легкого меланхолического сияния. Аскетические христианские традиции, господствовавши в изобразительном искусстве, еще не полностью преодолены.

Блестящие живописные полотна создали представите ли венецианской школы (Джорджоне, Тициан, Веронезе Тинторетто и др.), колористически обогатившие изображение обнаженной женщины. Они решительно отказываются от укрывающих ее тело покровов, возрождая языческий взгляд на человеческое тело. Венецианские художники сделали также открытие в области живописной композиции. Впервые в истории этого искусства они рисуют обнаженную женщину не стоящей прямо или слегка наклонившись, а лежащей в спокойной позе. Но и такое изображение не возбуждает эротических чувств, оно полно лиризма и доставляет чисто эстетическое наслаждение.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!