любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Эстетизация отношений ⇒ Сладость греха

Сладость греха


Одним из провозвестников Ренессанса является Боккаччо. В отличие от Данте, хотя и предчувствовавшего торжество новой эпикурейской жизненности, но все же искавшего счастья на небе, среди лучезарных ангелов, Боккаччо хочет быть счастливым на земле.

Боккаччо ставит любовь выше всех потенций человеческой природы, он воспевает ее могучую силу, ее неистощимую изобретательность, ее безумства и невероятные хитрости, ее священные права. Эта любовь, пишет И. Паси, «горячая, южная, неудержимая», она завладевает всем существом человека и «не дает ему покоя, пока не будет достигнута цель». Новеллы «Декамерона» — маленькие и одновременно великие праздники плоти», они предвосхитили картины Тициана и Веронезе, с их сильными мужчинами и сладострастными женщинами, причем повествование Боккаччо более откровенно и непринужденно, так как слово «располагает большей свободой по сравнению с изобразительным искусством».

Безудержная эротичность переживаний, характерная для многих сцен «Декамерона»,— это удар по аскетизму. Крайности находят оправдание в конкретной исторически сложившейся ситуации борьбы. Автор «Декамерона» заявляет о праве человека на свободу и любовь в ее ренессансном понимании, как откровенного изъявления чувств, как соединения радости и страдания, самопожертвования и благородства, нежности и силы. «Декамерон» играл роль эстетического манифеста свободной любви в эпоху Возрождения. Он бросал вызов благочестивому лицемерию христианской морали.

Начиная с эпохи Возрождения и до наших дней художественная литература все глубже проникает в сферу интимной жизни человека. Она обогащает культуру общения мужчины и женщины, способствует эстетизации его чувственных влечений, эмоциональной дружбы.

В работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» Ф. Энгельс писал, что половая любовь «в течение последних восьми столетий... стала обязательной осью, вокруг которой вращается вся поэзия».

После Боккаччо ренессансное понимание любви находит блестящее воплощение в творениях Маргариты Наваррской, Сервантеса, Лопе де Беги, Шекспира, ставших высшими достижениями художественного мастерства в поэтизации чувств и сердечных стремлений человека.

Книга Маргариты Наваррской «Гептамерон» состоит из 72 новелл. Написанная в подражание «Декамерону», она увлекательно рассказывает о самых различных любовных ситуациях той эпохи. Женщины и мужчины страстно влюбляются, супруги тайно изменяют друг другу, монахи поддаются искушениям греховных соблазнов, девицы чахнут от сердечных мук. Представление об интимной жизни человека в этой книге весьма противоречиво. Любовь здесь то платоническая, благочестивая, то глубоко земная, страстная.

Героиня одной из новелл «Гептамерона», бедная девушка, любит дворянина, который также питает к ней любовные чувства, но они уходят в монастырь и там обретают блаженство. Их возвышенные сердца жаждут совершенной красоты, которая присуща только богу, и они «предпочли бы умереть, лишь бы не дать волю желанию, от которого может пострадать честь и совесть их возлюбленных». Но эти благочестивые истории соседствуют в «Гептамероне» с описаниями открытого, непосредственного проявления страстей. Влюбленный Амадур заявляет прекрасной Флориде, что ее тело по праву принадлежит ему. Сжигаемый страстью, Амадур говорит Флориде, что, «когда и тело и сердце охвачены любовью, в них нет места греху».




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!