любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Эстетизация отношений ⇒ От классицизма до реализма

От классицизма до реализма


Любовь — постоянная лирическая тема произведений великого русского поэта А. С. Пушкина, полных глубокой внутренней гармонии, классического блеска, неувядаемой эмоциональной свежести и романтической экзальтации. Он превращает язык своей родины в самый совершенный инструмент выражения чувств, мыслей и порывов человека, создает поэзию-музыку, передающую тончайшие движения человеческой души, жаждущей свободы и красоты.

Любовь у Пушкина — это не байроновская демоническая сила, несущая в себе мировую скорбь, не роковая обреченность на танталовы муки, как в поэзии Гейне. Даже исполненная глубокой трагичности, она звучит как светлая, жизнеутверждающая мелодия человеческого бытия. Для Пушкина мир любви — это мир волшебной красоты, само воспоминание о котором полно волнующего наслаждения.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Сказочного волшебства полна любовь в поэме о Руслане и Людмиле. Любовь смягчает сердце мрачного Мазепы в «Полтаве».

Охваченная глубоким волнением любви Татьяна пишет проникнутое светлой надеждой письмо, открывая Евгению Онегину свою сокровенную тайну:

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой...

Из рук Пушкина лиру принимает Лермонтов — новый, утонченный Байрон с его славянской эмоциональностью и богатством поэтической фантазии. Эти два русских поэта очень различны по настроению, по гамме эмоций. У Пушкина господствует оптимизм, у Лермонтова — горький скепсис, трагическая разочарованность. Эмоциональная гамма творчества Лермонтова в высшей степени контрастна, чувства у него подобны молниям в мрачной бездне, любовь — бурное наслаждение и вместе с тем страшное мучение.

В далекий край

Уносишь ты

Мой ад, мой рай,

Мои мечты.

Лермонтов с потрясающей силой передает глубокий драматизм любовных отношений. Его герои ведут тяжкую внутреннюю борьбу с безнадежностью и мрачным безверием. Разочарованные обманчивостью любви, они не утрачивают неутолимого и страстного стремления к чистоте и глубине чувств.

Его Печорин, когда-то любивший, затем разочаровавшийся, играет любовью княжны Мери, выступая в роли демона-искусителя, мрачного ангела, покинувшего небеса и полного трагических мечтаний и гордого страдания. Но в бессонную ночь накануне дуэли он произносит свой горький монолог: «Зачем я жил?.. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания — и никогда не мог насытиться».

Терзаясь своей неспособностью любить, Печорин словно хочет сказать людям: смотрите, как страшно жить в аду разочарования, без любви, без надежды на счастье.

Мир человеческих чувств, представленный литературой XIX и XX веков, особенно последних полутора столетий, несомненно, становится все более сложным, глубоким и гуманным. Одновременно продолжает эстетически совершенствоваться и обогащаться культура интимных отношений. Невозможно даже просто перечислить здесь художественные произведения, с большим или меньшим успехом выполняющие эту важную социальную функцию. Мы можем упомянуть лишь о самых выдающихся достижениях литературы, служащих задаче воспитания чувств в ходе истории человеческих отношений.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!