любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Выбор объекта любви ⇒ Незаменимый — незаменима

Незаменимый — незаменима


Сознание не может вечно витать в облаках, радоваться абстрактным бесплотным видениям. Оно неизбежно соглашается на реальную «синицу», отказываясь от «журавля в небе». Жизнь часто приземляет возвышенные заоблачные претензии человека. В царстве реальной действительности, конкретных жизненных обстоятельств сознание имеет дело с переменными величинами. Оно дифференцирует, затем интегрирует, силясь достичь красоты идеала, перспективы миражей, полноты любви.

Совершенные качества, которые данный субъект интимных чувств стремится отыскать у их объекта, почти всегда являются какой-то абстрактной комбинацией. Они могут существовать только в дисперсном состоянии, то есть каждое в отдельности, в различных образах. Так что субъект иногда вынужден компенсировать эту разбросанность, соединяя естественно разделенное в одну гамму переживаний.

Таким образом, может возникнуть психологически объяснимая «двойная» или даже «тройная» любовь, с помощью которой женщина или мужчина вынуждены «заполнять» существующую во влечении пустоту, стремясь достичь в любви идеала, сконструированного их фантазией. Например, мужчина способен удовлетворить только физиологические потребности женщины. Но она мечтает и о духовном, интеллектуальном общении. Тогда женщина влюбляется, может быть, сначала «совершенно невинно», в другого мужчину, который психологически заполняет пустоту. Существует и другой вариант. Женщина удовлетворена духовно, эмоционально, но ищет удовлетворения чувственности. К такой компенсации (дополнению образов) как к чему-то вполне естественному иногда стремятся и представители другого пола, мужчины.

Такого рода раздвоенная любовь фальшива в самой своей основе. И все же это самозаблуждение человека объективно существует. На половую сферу воздействует целый ряд раздражителей, исподволь влияющих на сложные взаимоотношения инстинкта, эмоций и разума. В таких случаях человек переживает и глубокую личную драму, катастрофу в любви. Комплекс этих факторов занимает, видимо, важное место в биографии Вайрона, Гёте и др. Объекты их любви обычно удовлетворяют и дополняют различные аспекты их глубокого влечения к другому полу.

По дошедшим до нас признаниям самого Гёте, наибольшее влечение поэт испытывал к очаровательной Лили Шенеман. Эта женщина, судя по всему, приближалась к идеалу поэта. В 80 лет Гёте признавал исключительное значение своей дружбы с Лили. «Она,— говорил он Эккерману,— действительно была первой, которую я глубоко и по-настоящему любил. Я могу даже сказать, что она была и последней, ибо те мелкие увлечения, которые время от времени случались в моей жизни, по сравнению с моей первой любовью были легкими и поверхностными. Я никогда не был так близок к действительному счастью, как во время моей любви к Лили. Препятствия, мешавшие нам соединиться, не были в сущности непреодолимыми, — и все-таки я ее потерял».

Отмечая существование чего-то «демонического» в волшебном чувстве любви, Гёте подчеркивает, что оно нашло свою истинную стихию в его отношениях с Лили. Эта любовь придала всей его жизни «совершенно иное направление». Разрыв с Лили был непосредственной причиной его переезда в Веймар и превращения этого городка в столицу изящных искусств Саксен-Веймарского герцогства.

Предрассудки и «благоразумие» заставляют Гёте необдуманно расстаться с этой прекрасной женщиной, столь близкой к его идеалу, и до конца жизни искать безвозвратно утерянное счастье. Едва ли у него было бы столько увлечений, если бы он сохранил верность лучшему и самому сильному чувству в своей жизни.

Аналогично и развитие эмоциональной жизни Байрона. Неистовый поэт трагической романтики словно был приговорен к поискам воображаемой идеальной женщины. Но имя женщины, сыгравшей роковую роль в биографии Байрона, известно — Мери Чауерт. Если бы женщина с глазами газели и чарующей улыбкой не сказала, что не может любить «этого хромого мальчика» (будущую гордость Англии), он не метался бы до конца своей жизни от одной женщины к другой в поисках недостижимого счастья, в стремлении притупить в подсознании ощущение боли. Других он забывает даже тогда, когда стремится их запомнить. Мери Чауерт помнит даже тогда, когда хочет ее забыть.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!