любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Выбор объекта любви ⇒ Облик идеала

Облик идеала


С кибернетической точки зрения живой организм является сложной, вероятностной, саморазвивающейся и самосовершенствующейся динамичной системой. Эти ее функции протекают естественно и закономерно, как процесс внутренней перенастройки в филогенезе и онтогенезе. Половое размножение объективно действует как механизм постоянного самообновления и самосовершенствования данной биологической системы в рамках вида. Норберт Винер говорит о потенциальной возможности конструирования сложных механических систем, способных к самовоспроизведению, или, иначе говоря, к созданию и размножению «копий», дубликатов своей организации, способных выполнять те же функции. Но эта трудная задача ниже наивысшего уровня биологической эволюции живых организмов. Функционально она приближается к так называемому «стабилизирующему отбору» полового размножения. Во время этого процесса происходит элиминация особей с нарушенной жизнедеятельностью. В результате полового размножения сохраняются и развиваются «устойчивые органические формы» достигнутого уровня эволюции.

Однако существует и так называемый «движущий отбор». Его задача заключается в восстановлении нарушенного равновесия между внешней средой, а также популяцией и необходимыми условиями, в ограничении признаков-вариантов в рамках целесообразности, или, другими словами, он должен «подхватывать и усиливать постоянно возникающие приспособительные изменения, которые и образуют адаптивное течение эволюции».

У человека выбор объекта любви происходит на основе как эстетических, так и антропологических критериев. Эти две различные формы интерпретации человеческого бытия фактически являются коррелятивными. Эстетическая оценка образа одновременно представляет и антропологическую оценку вида. Искусство и наука различными средствами стремятся создать облик идеальной человеческой природы. В сущности, это путь созерцания и творческой мысли, интуиции и разума.

Но какова же оптимальная, или, иначе говоря, идеальная, структура человеческого тела? Каковы его наиболее целесообразные пропорции с точки зрения красоты и функций организма? Этот вопрос занимал творцов изобразительного искусства и антропологов на протяжении веков. Но и до сих пор мы еще далеки от его решения.

Уже античные ваятели стремятся к отысканию канонов или идеальных пропорций человеческого тела. Древнеегипетский канон пропорций является первой попыткой решения этой трудной эстетической и анатомической задачи. Согласно этому канону, длина ступни шесть раз должна укладываться в высоте человеческого тела. В дальнейшем за единицу измерения принималась длина среднего пальца руки. Эта мера должна была 19 раз содержаться в длине тела.

Поликлет, Фидий, Лисипп в Древней Греции создают новые каноны совершенного человеческого тела. Это связано с развитием искусства и антропологии. Дорифор (копьеносец) Поликлета воплощает измерения идеальной человеческой фигуры. Лицо укладывается 10 раз, а голова 8 раз в высоте тела. Римский архитектор Витрувий обосновывает другие пропорции. Согласно его «квадратному» канону, высота человеческого тела от ступней до темени равняется его длине по линии горизонтально раскинутых рук.

Позднее Леонардо да Винчи принимает канон Витрувия, но предусматривает более высокий рост идеальной фигуры. Поэтому он помещает очертания человеческого тела не в квадрат, а в круг. Микеланджело использует канон Поликлета. При этом, по его мнению, в высоте тела восемь раз должна укладываться высота головы плюс длина носа. Позднее каноны создают Дюрер, Фрич, Герди, Шадов, Ритчел, Карус, Цейзинг, Гульд и др. Обычно каждый автор исходит из различных пропорций идеальной человеческой фигуры.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!