любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Выбор объекта любви ⇒ Облик идеала

Облик идеала


Одновременно с этим существенные изменения претерпевает и форма головы. Кажется, что природа применяет тончайший резец, придавая ей изящество и наибольшую целесообразность. У высших обезьян сильнее развита лицевая часть (под бровями), а весь череп сравнительно невелик. У них особенно характерные для животных выдвинутые вперед челюсти, нижняя челюсть очень массивна, что обусловлено ее жевательной функцией, лоб вогнутый, сильно выдаются надбровные дуги.

В процессе эволюции указанные характерные признаки обезьяны постепенно моделируются и смягчаются. Исторически это происходит поэтапно, что особенно хорошо заметно по сохранившейся костной структуре известных основных промежуточных типов питекантропа и палеоантропа (неандертальца).

У человека эволюция приводит к следующим наиболее целесообразным изменениям основных пропорций частей головы: приблизительно равная высота челюстей, носа до бровей и лба, округлый череп. Человеку не свойственна резко выступающая вперед нижняя часть лица. Лоб прямой, заканчивающийся закруглением (аркой).

Объем головного мозга человека увеличивается, среднестатистически он составляет до 1500 см3, тогда как у современных высших обезьян — только 400—500 см3.

Немецкий историк искусства Винкельман ищет оптимальный, совершенный человеческий образ, исходя из «греческих понятий о красоте, связанных с целесообразностью отдельных анатомических форм». Он считает, что идеальное телосложение зависит от пропорциональности его отдельных частей, умеренной длины и объемов (не слишком больших, но и не слишком малых).

Несмотря на очевидную абсолютизацию Винкельманом платоновских измерений (бедер, ног, туловища) и других пропорций, известных в древности, его наблюдения во многом свидетельствуют о богатой эстетической интуиции. По его мнению, самая красивая голова гармонична, как голова Христа Микеланджело или Аполлона Бельведерского: лицо яйцеобразной формы, лоб — средней высоты, выпуклый, подбородок — хорошо очерченный, губы — слегка сжаты, не тонкие, но и не очень мясистые, глаза—большие, но не выпуклые, нос — прямой, не слишком плоский, но в то же время и без горбинки, хорошо смоделированный, переходящий в лоб без углубления, как на античных греческих образцах.

Нюансы пропорций человеческого тела зависят и от принадлежности к той или иной расе. Они отражают определенные вариации физической структуры в общих границах вида. Конкретно эти различия (форма черепа, цвет кожи и др.) всегда относятся к фенотипу, но существенно не затрагивают целостность генотипа, потенциальные возможности развития культуры.

Что касается параметров оптимального анатомического строения представителей двух полов, то они не всегда совпадают с обобщенной величиной, с признаками, которые являются самыми распространенными в конкретной действительности, в повседневной жизни. Совершенная фигура зрелого мужчины и зрелой женщины является абстрактным выражением основных закономерных тенденций, целесообразности, красоты идеального образа. Несомненно, эту комплексную форму в определенном смысле можно считать пределом достижений эволюции.

Большие трудности при определении этих параметров главным образом связаны с моментами субъективности и относительности в понимании и восприятии общего идеала человеческого тела, его пластических характеристик. Это вопрос предпочтения индивидуальной комбинации качеств при выборе объекта любви. Прихотливость вкуса принадлежит к парадоксам и загадкам любви. И все же в рамках нашей исходной теоретической установки можно сделать некоторые выводы.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!