любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Выбор объекта любви ⇒ Облик идеала

Облик идеала


Подобные извращенные вкусы и нездоровые влечения, пожалуй, не столь уж распространены и в среде аристократов, которым нравятся не только утончённые, но и розовые, пышущие здоровьем молодые женщины из простонародья. Белокожий идеал высших слоев общества эпохи феодализма также не всегда синоним худой, вялой, бледной женщины. И здесь вполне может сохраняться связь с биологической нормой.

С другой стороны, и в глазах крестьянина, то есть человека физического труда, женщина с белой, нежной кожей имеет эстетическую ценность. Народные песни воспевают непреходящее очарование таких женщин. Они сравнивают цвет их кожи с белизной творога, сливок и т. д. С давних пор парни близ города Малко-Тырново поют:

Ох, сохну по тебе,

Ох, сохну по тебе,

По твоему лицу белому,

Белому лицу лебединому.

(Перевод Л. Хомутовой)

Так что не следует преувеличивать влияния социально-классовых факторов на оценку телесной красоты. В многовековой истории человечества существуют определенные постоянные основные критерии эстетизации мужчины и женщины. Эти вечные приметы красоты эстетическим путем отражают биологические измерения вида гомо сапиенс.

Можно условно выделить два аспекта объективно детерминированного человеческого «идеала». Первый аспект относится к биологическим требованиям вида, то есть к его общей «генетической программе». Второй — к вариантным требованиям индивида, то есть к генетической компенсации его «недочетов».

Следовательно, оба пола обладают определенными постоянными ценностями, непреходящими достоинствами. Они играют роль постоянных возбудителей любви. Женщине всегда нравятся мужественные атрибуты мужчины в их четко выраженной форме. Они являются неизменными, то есть «непреходящими ценностями» в истории половых отношений. В то же время мужчина всегда идеализирует нежную женственность.

Несомненно, эта констатация, хотя и определенная, слишком абстрактна. Сделаем попытку суммировать важнейшие «абсолютные» черты мужественности и женственности, воспользовавшись в целях большей свободы интерпретации «Исповедью» Маркса, ответами на вопросы анкеты, предложенной ему дочерьми. Маркс подчеркивает, что для него важнейшее качество мужчины — это «сила», а женщины — «слабость». Очевидно, в этой лаконичной оценке есть доля истины и шутки, мудрости и парадокса.

Маркс говорит о «силе» как о мужественности, а о «слабости» как о нежности, красоте, женственности. Эти две полярные противоположности связаны глубокой внутренней диалектической связью. Как бы парадоксально это ни звучало, в известном отношении сила мужчины становится его слабостью, а слабость (то есть нежность) женщины — ее силой.

На протяжении тысячелетий женщинам нравится сильный, храбрый мужчина, а мужчинам — красивая, нежная женщина. Это почти неизменный, наиболее общий идеал в его двух вариантах.

«Сравнительная слабость, взывающая к поддержке, — отмечает Г. Спенсер, — есть одна из черт, которые наиболее возбуждают в мужчинах чувство любви, нежную эмоцию... Но бывают и противоположные случаи, в которых женщины необычайной природной силы привязываются к слабым душой и телом мужчинам».

В «Пляске смерти» одна из героинь Стриндберга говорит: «Ты поистине был стыдлив... Это шло тебе. Видишь ли, есть грубые женщины, которые любят застенчивых мужчин... есть робкие мужчины, которые любят грубых женщин».

Это подтверждает приведенную здесь общую концепцию. Факты свидетельствуют, что любовь гармонично соединяет силу и нежность, ласкающую и карающую руку. Другое дело, что иногда эти атрибуты по иронии судьбы оказываются не там, где им следовало бы быть: сила — у женщины, нежность — у мужчины.




любовь



© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!