любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Выбор объекта любви ⇒ Критерии выбора

Критерии выбора


Твердо сжатые губы — признак решительности и воли. Но во многих случаях это свидетельство заглушаемых чувств и холодного рассудка. Безвольный, вялый, полуоткрытый рот говорит об отсутствии силы воли и самоконтроля. В известной степени это и доказательство слабой сопротивляемости человека, того, что он легко поддается различного рода внушениям. Для наиболее уравновешенных людей характерны «хорошо очерченные» губы, отмеченные пластическим изяществом. Они плотно сжаты, но без внутреннего напряжения и озабоченности, и в то же время они не «вялые», не бесхарактерные, не безвольные.

«Волевой», динамичный, сильный тип нервной системы был характерен для Вагнера. У него твердые, напряженные губы. Напротив, Шуберт, этот лирик в музыке, мягче и сентиментальнее. У него полный, пухлый, даже несколько женственный рот. Эти особенности соответствуют индивидуальным различиям в их характерах.

Можно говорить о типичных губах: вольтеровских — тонких, саркастических; дантовских — плотно сжатых, скорбных; робеспьеровских — сухих, волевых; гётевских — исполненных покоя и гармонии и др.

Факты свидетельствуют, что в любви существует известная общая тенденция к сочетанию этих внешних характерных признаков, что противоположности и здесь взаимно дополняют друг друга.

Особым физиономическим признаком является также форма носа, играющая определенную роль в качестве критерия полового выбора.

Наивно стремиться угадать по контуру и форме большого или маленького носа индивидуальные особенности человека. Но следует признать, что и этот анатомический орган по-своему отражает «природу природного целого» и в этом смысле объективно «свидетельствует» или «подсказывает сведения» по крайней мере о некоторых наследственных особенностях организма, в том числе и о типе нервной системы.

Еще Лафатер подчеркивал, что большой, сильно выдающийся нос с горбинкой (называемый бурбонским) характерен для холерика. Напротив, длинный, но тонкий и костистый, слегка ввалившийся и крючковатый нос (можно назвать его дантовским) свидетельствует, что перед нами меланхолик. Обычно это молчаливый, замкнутый человек с замедленными реакциями.

Мясистый, широкий, округлый, иногда шарообразный нос (можно назвать его носом Джона Буля), судя по наблюдениям, должен принадлежать флегматику. Курносый или острый (чичиковский) нос и эллипсовидная голова обычно выдают сангвиника.

Нос средних размеров (не ввалившийся, но и не сильно выступающий, не слишком острый, но и не курносый) фактически свидетельствует о динамическом равновесии. Он придает лицу гармоничность и больше всего приближается к эталону или образцу для всего вида. Половой выбор инстинктивно толкает эволюцию к преодолению отклонений и усовершенствованию каждого органа человеческого тела.

Обратимся теперь к такому важному атрибуту человеческого в человеке, как лоб. Антропологи справедливо отмечают, что высокий выпуклый лоб у человека является продуктом длительной эволюции общества. В то время как у обезьян и других животных больше выдается нижняя часть головы (челюсти), у человека выпукла ее верхняя часть.

Гегель обращает особое внимание на этот анатомический показатель эволюции. По его мнению, для человеческой головы характерен «второй центр». Это «верхняя часть лица: раздумывающий лоб и лежащие ниже глаза, отражающие душу». Очень тонко анализируя древнегреческое искусство, Гегель указывает на несколько вариантов формы человеческого лба. У Геркулеса он низкий, что подчеркивает его природную физическую силу, но у других образов — высокий, выпуклый, отражающий внутреннюю одухотворенность, богатство мысли.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!