любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Выбор объекта любви ⇒ Критерии выбора

Критерии выбора


Большое эротическое воздействие женских ног сексологи связывают с их близостью к генитальным органам и с возбуждаемыми ими ассоциациями. Разумеется, женские ноги могут вызывать и чисто эстетическое чувство. Не всегда обязательна половая направленность восприятия.

И все же руки, говоря условно, являются «более возвышенными, более духовными». Их особенности соотносятся с темпераментом и характером личности и свидетельствуют о мужественных или женственных качествах и атрибутах. В одной из своих новелл Цвейг описывает интуитивную способность героини отгадывать по рукам тайную сущность человека. Она видит руки хищные и нежные, бесстыдные и робкие, бездушные и чувствительные, пальцы, говорящие о силе и болезненности, о грубости и благородстве, о хитрости и откровенности и т. д. Эта литературная хиромантия, как и хиромантия вообще, предоставляет чрезвычайно большой простор для фантазии. И все же в ней присутствует некоторая доля истины.

Руки и ноги и тех, и других представителей человеческого вида спонтанно возбуждают приятные чувства, связанные определенным образом с половым влечением. Стройные ноги женщины, ее изящные округлые руки с маленькими нежными пальцами заставляют мужчину испытывать эстетическое наслаждение, способствуя тем самым ориентации его сексуального влечения. С другой стороны, «мужественные», крепко стоящие на земле ноги мужчины, его мускулистые руки привлекают взоры женщин. В определенной ситуации они могут стать элементами любовного притяжения партнеров.

Воздействие голоса как компонента в системе привлекающих свойств мужчины и женщины спонтанно вызывает у собеседника определенную явную или скрытую оценочную реакцию. Мужчина, у которого густой бас, часто испытывает симпатию к женщине с бархатным голосом. И напротив, женщина с более низкой, «твердой» тональностью голоса предпочитает мужчину с более нежной голосовой амплитудой. Схематично гармония сочетания может быть выражена в следующих основных вариантах: бас — сопрано, бас — альт, баритон — сопрано, тенор — альт. Несомненно, данные комбинации следует рассматривать как вероятностные тенденции направленности выбора.

Особенно большое значение при выборе имеют социальные качества мужчины и женщины. Как критерий выбора они наиболее четко и глубоко отграничивают взаимоотношения полов у человека от инстинктивного поведения животных.

На выбор объекта любовных чувств у мужчины и женщины оказывает влияние прежде всего социальная (классовая, сословная, кастовая) принадлежность избранника. Обычно различия в этом направлении являются в той или иной мере препятствием в любви. В современном антагонистическом обществе степень положительных чувств, отмечает Шибутани, «обратно пропорциональна социальной дистанции между участниками».

Сословия, существовавшие в феодальном обществе, воздвигали почти непреодолимые барьеры перед любовью. Мужчина или женщина, принадлежащие к экономически обособленной и регламентируемой правом социальной группе, лишены были возможности свободного выбора в вопросах любви и брака, ограничены рамками социальной группы. Феодал-аристократ обычно предпочитал иметь любовницу или супругу из среды своего «благородного» сословия. Крепостной же крестьянин в ту эпоху мог взять в жены только крестьянку.

При капитализме нет сословий, установленных правовыми нормами. Экономически общество разделено на три класса: буржуазию, пролетариат и мелких собственников. Но хотя сословные правовые барьеры отсутствуют, любовно-брачные отношения закономерно ограничены рамками отдельных классов. Эта очевидная психологическая тенденция к замкнутости имеет определенную экономическую основу.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!