любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Любовь и судьба человека ⇒ Свобода, вдохновение, счастье

Свобода, вдохновение, счастье


В своей комедии «Бесплодные усилия любви» Шекспир говорит, что любовь «сообщает нашим чувствам двойную остроту». Ее запасы мощности огромны.

Она дает такую силу зренья

Любовнику, что блеск его зрачков

Способен ослепить глаза орла.

Слух любящего ловит даже шорох,

Невнятный настороженному вору.

Чувствительней и тоньше, чем рога

Улитки, осязанье у влюбленных,

А вкус разборчивее, чем у Вакха...

Она мудрее сфинкса, мелодичней

И сладостней, чем лютня Аполлона.

Любовь заговорит — и небеса

Баюкает согласный хор богов.

(Перевод Ю. Корнеева)

Бальзак пишет в «Отце Горио», что любовь вдыхает жизнь в грустные глаза, розоватым отблеском ложится на бледное лицо. А когда парижанки «любят по-настоящему, они перерастают свои мелочные свойства и возвышаются душой».

Любовь — это муза вдохновения людей искусства. Её чарующая сила священнодействует, когда рождаются красота и чудо художественных форм. Об этом убедительно свидетельствует многовековая история человечества.

Овидий говорит, что любовь не праздное «безделье». В его «Любовных элегиях» мы читаем: «Если не хочешь ты стать праздным ленивцем — люби». Поэт Древнего Рима Тукциан хорошо понимает добрую силу этого чувства: «Песни рождают любовь, и любовью рождаются песни».

В эпоху Ренессанса искусство еще ярче воплощает. вдохновляющую силу любви. Ее волнения постоянно стимулируют творчество поэтов, художников, архитекторов, музыкантов. Любовь озаряет эстетические горизонты Петрарки и Боккаччо, Сервантеса и Шекспира, Гёте и Шиллера, Байрона и Шелли, Стендаля и Бальзака, Пушкина и Лермонтова и многих других поэтов. В ней постоянно черпают вдохновение большие композиторы.

В одном из писем Пенчо Славейков признает: «Моя «Кровавая песня» рождена по желанию Мары (Белчевой), создана для нее. Красивые детища являются детищами чуда, и чудо это в том, что женщина оплодотворила мужчину».

Благодаря вдохновению творца счастливая любовь отражается и в самой внутренней атмосфере художественных шедевров. Посредством психической индукции она сообщает им жизнерадостность чувств, оптимистическое мироощущение, изгоняет меланхолию и безнадежность.

Любовь выступает как вдохновляющая сила и в науке. Значение любви в жизни и творчестве ученых проследить гораздо сложнее, так как оно не проявляется здесь с такой непосредственностью, как в художественном творчестве. И лишь иногда случайное признание слегка приоткрывает завесу. «Рассказывая сейчас о себе как об ученом,— пишет Н. Винер, — я безжалостно отбрасываю самые волнующие события моей совместной жизни с женой, если только они не имеют прямого отношения к моей научной работе. Но мне было бы очень неприятно, если из-за этого у кого-нибудь создалось бы впечатление, что моя внутренняя жизнь ограничивалась интересами карьеры или что я мог бы нормально существовать все эти годы, не будь рядом со мной преданной и любящей жены, всегда готовой прийти мне на помощь. Я убежден, что семейная жизнь — вопрос глубоко личный, и это мешает мне сейчас говорить. Я чувствую, что не смогу сделать эту сторону своей жизни достоянием читателя, не затронув чего-то, принадлежащего только нам двоим».




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!