любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Одухотвотение плоти ⇒ Союз тела и духа

Союз тела и духа


6. Патологическая деформация сознания, которая может возникнуть в результате систематического подавления полового влечения, сигнализирует об отклонении человека в той или иной степени от естественного пути развития. Эта деформация выносит приговор аскетизму и платонической философии жизни. Природа, властно и категорически требующая уважения к ее законам, дает пощечину человеку.

Пытаясь определить половую основу любви, естественно, следует избегать вульгаризации. Мы осознаем трудность такого определения. Психические явления представляют собой нечто сложное, тонкое, глубоко противоречивое. Они обладают относительной внутренней самоценностью. Было бы наивным искать полного соответствия между психическими компонентами любви и силой полового влечения. Точной функциональной зависимости между ними нет и быть не может.

Половое влечение — это могучая сила, которая может стать бедствием, если выйдет из-под контроля. Нельзя отделять дух от тела, мечту от реальности. Это ведет к деформации человеческой сущности, умерщвлению жизни. Причина превращается в следствие, а следствие — в причину. Инстинкт продолжения человеческого рода является не только биологической основой любви, но и ее глубоким внешним проявлением, выражением интимных чувств, которые связывают любящих невидимыми нитями.

Однако половую основу чувств не следует абсолютизировать. Отношения между половым и духовным влечениями в любви имеют свою внутреннюю диалектику.

Здесь встает проблема относительной независимости духовных компонентов любви. Сознание не является пассивным продуктом живой материи. Оно всегда обладает собственной внутренней динамикой.

Возникшие на основе полового влечения, духовные компоненты любви приобретают известную самостоятельность. Несмотря на свой производный характер, в определенных границах они теряют зависимость от инстинкта продолжения рода, становятся психической и морально-эстетической силой, «неподвластной» законам природы. Духовная сила любви не дает остыть чувствам мужчины и женщины и после угасания мощных биологических стимулов полового влечения.

Зажженная огнем половой потенции, любовь позднее, в осеннюю холодную пору старости, озаряется трепетным светом воспоминаний. Она существует как морально-эстетическая ценность, как атрибут интеллектуальной и эмоциональной культуры, как эманация жизни.

Любовь с выраженным половым влечением может перейти в «платоническую» в случае наступления старости и преждевременного истощения организма. Тогда и сами чувства превращаются в моральную привязанность, в чистую дружбу на основе воспоминаний и взаимной симпатии.

С уменьшением, а в старости и с исчезновением полового влечения любовь претерпевает глубокие изменения или в конечном счете исчезает. Какой вариант получится в конкретном случае, зависит от прочности связи любящих и сочетаемости их характеров.

Половое влечение мужчины к женщине и женщины к мужчине может сохраняться на протяжении всей жизни. Преобразование инстинкта приводит к сохранению его следов в человеческой психике. Мозг фиксирует половое влечение, как бы «консервируя» историю индивида, механизмы которой в определенной ситуации вновь могут актуализироваться, хотя и с меньшей силой, без импульса полового влечения. В этом проявляется динамический характер психофизиологической структуры человека.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!