любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Одухотвотение плоти ⇒ Любят ли животные?

Любят ли животные?


Ю. Комарек написал даже специальную книгу «Любовь в природе». Содержание этой книги представляет собой попытку интерпретации процесса размножения у животных сквозь призму созданных цивилизацией форм культуры. Комарек образно описывает страстный «припадок» оленя, которому, по словам автора, можно позавидовать, так как он «по уши» влюбился в очаровательную самку. Комарек считает, что половое совокупление фактически представляет собой «транспортировку любовных клеток». Природа во всех этих случаях действовала без помощи разума. Трутни в улье, пишет Комарек, возбужденно флиртуют с пчелиной маткой. Пауки начинают безумно и страстно танцевать, «когда приходит время любви». Насекомые постоянно справляют веселые свадьбы, танцуя в воздухе. Даже черви под камнями испытывают некую «любовную тревогу».

Мыслительный стереотип этой традиции упрощения действует и в настоящее время. Болгарский зоолог К. Тулешков, автор интересной книги «Любовь в природе», также биологизирует социальные явления. По его мнению, интимное чувство, которое на половой основе соединяет мужчину и женщину, является «космическим принципом». Он называет его гравитацией, слиянием, симпатией, любовью.

Местами впадая в лирический тон, Тулешков без всяких оговорок включает в текст научного изложения странные выражения: «Природа вложила любовное стремление в сердце... замкнутой в своем коконе самки бабочки». Кузнечик выражает это чувство самыми мелодичными звуками. Трутень в пчелином улье испытывает «любовный взрыв». А одноклеточные инфузории часто ищут друг друга в порыве страсти. Когда же происходит любовный обмен их половых элементов, взаимное стремление исчезает».

Согласно Ш. Альберу, Ю. Комареку, Н. Е. Ишлондскому, Ш. Рише и др., любовь является просто слиянием двух половых клеток. Все сводится к действию элементарного таксиса (движения к какому-либо раздражителю) который существует у инфузорий и микроорганизмов. Е силу некоего неисследованного физико-химического сродства инфузории-туфельки стремятся одна к другой, взаимопроникают до ядер клеточной структуры и таким образом оплодотворяются, чтобы повысить свою жизнеспособность. Эта конъюгация организмов, по мнению некоторых физиологов, фактически представляет простейшую элементарную форму так называемой любви. Таким образом, любовь объявляется лишь соединением двух клеток с целью создания третьей, физико-химическим сродством, органическим таксисом. Говоря об указанной биометафизической теории естествоиспытателей, следующих традиции упрощения сложной сущности явлений при помощи вульгарных аналогий, Ш. Рише заявляет: «В таком случае можно было бы сказать об угле, горящем в кислороде, что существует любовь между углем и кислородом и что так как калий имеет больше сродства с хлором, нежели с азотом, то и любовь калия к хлору гораздо сильнее, чем его любовь к азоту». Здесь мы попадаем уже в область веселых игр фантазии.

Такая псевдонаучная пансексуализация живой природы приводит отдельных естествоиспытателей к искажению объективной картины, к стремлению видеть везде проявление пола, его всемогущую силу.

Нельзя отрицать, что процессу воспроизводства в живой природе свойственны красота и сила. Дарвин первым указывал на роль призывных звуков, запахов и окраски в необходимом процессе поиска и соединения самца и самки. Но в то же время он подчеркивал то обстоятельство, что задача продолжения рода не исчерпывает всех проявлений закономерностей живой материи. Многие краски и запахи природы выполняют также определенные функции в борьбе за существование отдельных его представителей.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!