любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Одухотвотение плоти ⇒ Социальность любви

Социальность любви


9. Средством регуляции отношений между полами выступает чувство стыдливости, не известное животным. Летурно подчеркивает, что это чувство не является врожденным, оно возникает как необходимый продукт культуры, в частности культуры взаимоотношения полов. Оно становится «нравственным украшением» мужчины и женщины.

Человек исторически преодолевает односторонность интимной связи. Он все глубже осознает, что счастье коренится в полноте переживаний, в гармонии различных компонентов его целостной биосоциальной природы.

Маркс подчеркивал, что отношение между мужчиной и женщиной является мерилом высоты общественной культуры. Это отношение показывает, «насколько природа стала человеческой сущностью человека».

Некоторые теоретики предпринимают попытки полностью разорвать две стороны любви — биологическую и социальную. Половое влечение как физиологический момент в целостной системе взаимоотношений объявляется рудиментом животного прошлого, противодействующим развитию культуры.

Подобная глубокая раздвоенность представлена в романе Толстого «Воскресение» в истории взаимоотношений князя Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой. Эти отношения последовательно проходят через определенные, крайне противоположные фазы. Впервые встретив Катюшу в доме своих тетушек, «Нехлюдов... — пишет Толстой, — любил Катюшу, как любят невинные люди... У него не было не только желания физического обладания ею, но был ужас при мысли о возможности такого отношения к ней».

Но спустя 3 года, вновь встретившись с Катюшей, Нехлюдов уже не тот. Вернее, тот же, но вместе с тем и другой, абсолютно земной. «В Нехлюдове, как и во всех людях, было два человека. Один — духовный, ищущий блага себе только такого, которое было бы благо и других людей. И другой — животный человек, ищущий блага только себе...» Толстой как бы не допускает возможности гармонии — победить может либо тот, либо другой человек.

В Нехлюдове побеждает человек плотский, побеждает инстинкт. Порывы духовного существа осквернены. Катюша попадает под власть развратника Нехлюдова.

И, наконец, при третьей встрече с несчастной Катюшей в зале суда Нехлюдов вновь возвращается к духовному началу. Плотское, животное навсегда побеждено в нем. Он вновь смотрит на Катюшу как на сестру.

Здесь представлена как бы метафизическая альтернатива. Пол и сознание признаются несовместимыми, резко разделенными.

Учение Фрейда также раздваивает единое мыслящее и чувствующее, природное и социальное существо. Согласно Фрейду, эстетическая и половая сущности человека, сфера телесного, животного и сфера духовного, социального, красота и наслаждение существуют в общественном развитии как враждебные, противоположные силы. Культура со своей стороны постоянно подавляет инстинкты человека, его природное, животное начало. Она существует лишь в высшей сфере духа, в царстве морали и красоты.

Половое влечение, по Фрейду, никогда не участвует в развитии красоты, оно создает препятствия для культурного развития человека. Для Фрейда сознание и бессознательное, красота и наслаждение, социальное и антисоциальное формируют как бы два отдельных существа в одном человеке, два противоположных, глубоко враждебных индивида в каждом индивиде.

Но такую органическую раздвоенность можно отнести лишь к области патологии. В нормальном состоянии человек выступает как единство сознательных и бессознательных, биологических и социальных компонентов. Индивид как целостная система, как сплав этих компонентов всегда является чем-то большим, нежели их простая совокупность, их сумма.

«Природнейшее половое влечение, — подчеркивает В. Д. Днепров, критикуя Фрейда, — вступает в устойчивые сочетания и сцепления с кругом различных душевных процессов, и только человеческая история, только общая человеческая жизнь может открыть «механику» этих сочетаний и сцеплений».

Биологическая и социальная природа человека, существующие относительно самостоятельно и обладающие определенными специфическими характеристиками, внутренне интегрируются в единую систему. Ее компоненты, не утрачивая своих различий, во всех случаях начинают действовать комплексно. Они внутренне взаимопроникают. Пол у человека не является просто животной, «биологической» механикой. Он постепенно одухотворяется и «встраивается» в систему социальных отношений, сконцентрированных в общем содержании личности.

Любовь — явление сложное, многостороннее и богатое. Ее корни находятся в инстинкте, в половом влечении, подталкивающем не только тело, но и психику мужчины и женщины к особому, интимному, глубокому взаимному соединению. Но любовь не только инстинкт, не только платоническая мистерия, сладострастие, созерцание, психическая нирвана. Любовь соединяет природную и общественную сущности человека, являясь комплексом биологических и социальных отношений, физиологических и психических компонентов, многосторонней и глубокой жизненной диалектикой материи и сознания.




любовь



© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!