любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Мужчина и женщина ⇒ Проклятие, тяготеющее над вечной Евой

Проклятие, тяготеющее над вечной Евой


Известным антифеминистом был и шведский писатель Август Стриндберг, средствами художественного натурализма разоблачавший пороки капиталистического общества. Однако постепенно его социальная критика меняет свою направленность. Это находит выражение в озлобленно ироническом отношении к женщинам и яростных нападках на формировавшееся тогда в Европе феминистское движение. Особенно ярко это раскрывается в его романе «Исповедь безумца», где он создает гротескный обобщенный портрет подчиненной своим инстинктам, вероломной, эгоистичной, одержимой патологическим половым влечением женщины, заканчивая как бы предупреждением: «Берегись женщины!» Стриндберг предостерегает общество об опасности уравнивания в правах двух столь неравноценных полов. Человечество должно быть начеку. «Равноправие полов,— говорит Стриндберг,— это регресс, нелепость, новейшие бредни романтически и идеалистически настроенных социалистов. Женщина, необходимый придаток мужчины, духовное создание его, не имеет прав супруга, ибо лишь арифметически составляет «вторую часть» человечества, с относительной же точки зрения -не более одной шестой масти...» «Теоретические» доводы женоненавистников не выдерживают научной критики. Они являются плодом предрассудков, тенденциозности, болезненных чувств и не имеют никакой рациональной основы.

Главный, хотя и не всегда открыто подчеркиваемый аргумент псевдонаучных теорий о неполноценности женщин уходит корнями в историческое прошлое. Факты конкретной ценностной реализации обоих полов в прошлом слишком абсолютизируются. Положительные качества женщины подвергаются сомнению и даже полностью отрицаются на том основании, что на протяжении тысячелетий социальной жизни женщина не достигла уровня интеллектуальной деятельности мужчины.

Однако этой логике присущи метафизические пороки фатализма. В ее основе лежит принцип: то, что никогда не происходило, не может произойти.

Но история отмечена непрерывным развитием культуры. Глубокие изменения характера социальной жизни вызывают изменения в конкретной реализации потенциальных задатков человека. Вчера еще культурно отсталые народы занимают свое место на арене современной цивилизации. Объективное социальное положение чело-века при прочих равных условиях определяется бедностью или богатством его духовной жизни в конкретном воплощении.

Это же полностью относится и к историческому развитию женщины. Ее бесправное положение в обществе являлось основным препятствием самовыражения и в области культуры. Мужчина, будучи вынужденным существовать в подобных жизненных условиях, не мог бы достичь сегодняшнего уровня развития.

Антифеминизм Шопенгауэра, Ницше, Вейнингера, Стриндберга и др. демонстрирует тенденциозность, предвзятость, подменяет объективные научные аргументы попытками морального осуждения. В подтексте всего этого проглядывает какая-то скрытая озлобленность, рефлекс компенсации личностной ущербности мужской души.

Комплекс неполноценности присутствует в качестве психической доминанты в сознании всех известных мизантропов-женоненавистников. Их жизненная философия отмечена не только чисто гносеологической, но и почти патологической деформацией мышления. Теоретическое обоснование болезненных комплексов в определенной степени компенсирует испытываемые страдания. Непримиримый антифеминизм обычно возникает на базе той или иной личной драмы.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!