любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Мужчина и женщина ⇒ Неодинаковые, но равноценные

Неодинаковые, но равноценные


Прежде всего, следует отметить различия, касающиеся памяти. Детальное изучение этой первичной интеллектуальной способности человека ведет к некоторым основным выводам. Многие авторы убеждены в превосходстве «слабого» пола в этой области. Н. Е. Ишлондский отмечает, что «лучшая память... составляет неизменное свойство женской натуры, ее вторичный половой признак». Доказательством обоснованности выдвинутой точки зрения являются многочисленные наблюдения в ряде школ совместного обучения, среди студентов и студенток. Обобщая накопленные конкретные данные, Ишлондский заключает: «Студентки-медички, например, выгодно отличаются на экзаменах по анатомии, физиологии и общей патологии и передают изученные ими факты и зависимости прямо с поразительной точностью. Но они заметно уступают своим мужским коллегам, как только переходят в клиники и приступают к диагностированию болезней. Причина ясна: для правильной постановки диагноза одной памяти недостаточно и требуется значительное участие критики и комбинаторной способности. Тут-то сразу сказывается превосходство студентов».

Общие выводы доктора Ишлондского категоричны: а) женщины обладают более развитой способностью и большим потенциалом, нежели мужчины, при усвоении и запоминании конкретных фактов, явлений, текстов и пр. в целях их последующего воспроизведения; б) для женщин характерна, скорее, механическая память, в то время как у мужчин память логическая, внутриассоциативная.

Эти общие заключения, широко распространенные в специальной литературе, несомненно, требуют более серьезной экспериментальной проверки. Несмотря на акцентирование различий, нельзя не признать их известной истинности.

Автор этих строк имеет некоторые основания поддерживать данную точку зрения, так как она подтверждается и его личными наблюдениями. Преподавая философию в течение 25 лет (сначала в Высшем медицинском институте в Пловдиве, а потом в Софийском университете) и принимая экзамены у тысяч студентов обоего пола, он имел возможность фиксировать наиболее типичные ответы. Заслуживает внимания то, что как студенты, так и студентки могут глубоко овладевать материалом в его хронологических и логических связях. О существовании резких половых различий в этой области не может быть и речи. Встречаются студенты с механической памятью и студентки с развитой логической памятью. Вообще, способности крайне индивидуализированы. Однако на основе многолетних наблюдений можно сделать вывод, что в основном, как тенденция, женщины легче заучивают, запоминают материал, приводят больше подробностей, в то время как мышление мужчин более синтетично, в их ответах больше логики и сдержанности. Конечно, это не конкретное научное исследование. Это лишь неформальное наблюдение фактов в течение двух с половиной десятилетий. Но выводы совпадают с оценками, о которых шла речь, по крайней мере в общих чертах.

Подобных же взглядов придерживаются и некоторые другие авторы. Так, А. Барнетт утверждает, что обычно «девочки обладают лучшей памятью, особенно в раннем детстве», у них «более развиты способности к языкам». Он подчеркивает и большую «вариабельность мальчиков: среди них чаще встречаются крайние типы — и с очень высоким коэффициентом интеллектуальности, и слабоумные».

Современные исследования показывают, что в отношении словесно-ассоциативных реакций, выявленных экспериментально, преимущество на стороне девочек. Они сохраняют его и в зрелом возрасте.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!