любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Безумие и разум ⇒ Половой инстинкт и сознание

Половой инстинкт и сознание


И наконец, остальные действия человека являются скорее сознательными, чем бессознательными. К ним относятся ходьба, трудовые действия, речь и т. д. Сознательное регулирование указанной активности тела ограничивается наступлением усталости.

Половой инстинкт подчиняется определенному сознательному регулированию. Его следует отнести к промежуточной области, расположенной между второй и третьей группами функций организма. Половой инстинкт действовал и у человекообразных обезьян, но как биологический механизм, создавая гарантию сохранения вида. В человеческом обществе свободное действие этого инстинкта угрожает дезорганизовать социальную систему. Сам по себе этот инстинкт приспособлен не к общественным, а к стадным отношениям животных. Именно поэтому сознание человека постепенно включает половой инстинкт в систему своего социального регулирования.

Возникают сложные взаимоотношения: с одной стороны, человеческое сознание подавляет те проявления полового инстинкта, которые противоречат нормам общежития и нравственному кодексу данной социальной группы; с другой стороны, сознание импульсивно стимулирует те тенденции инстинкта пола, которые совпадают с определенной моральной ценностной системой. Здесь не следует видеть, как это считал Фрейд, только жестокий внутренний поединок, несовместимость, абсолютный антагонизм (враждебность) между инстинктом и культурой; мы признаем регулирование глубинного инстинкта, воспитание, облагораживание животного с помощью наказаний и ласки. Человеческое сознание как бы держит в одной руке кнут, а в другой — «приманку», обещание высшего наслаждения. Инстинкт постепенно становится «ручным», социализируется. «Во всех обществах, — подчеркивает Шибутани, — принято считать, что «должны» обуздываться определенные импульсы или по крайней мере оставаться под контролем разума»

Это в полной мере относится к половым отношениям. Социальный контроль постепенно превращается в самоконтроль. Каждый нормальный человек на основании определенной ценностной системы подавляет известные влечения. Иногда это вызывает глубокую внутреннюю драму или по крайней мере затаенные душевные муки. «Женщина, — отмечает Шибутани, — которая обнаружила, что испытывает эротическое влечение к мужу своей лучшей подруги, обычно сдерживает свои импульсы и смиряется с судьбой». В таких ситуациях моральное сознание человека блокирует зародившееся инстинктивное влечение.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!