любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Безумие и разум ⇒ Эмоциональность

Эмоциональность


Платон подчеркивал, что существует наслаждение знаниями, полученными в жизни, и наслаждение разными ощущениями. Первое выше и рождается в процессе развития мудрости. Диоген Лаэртский указывал четыре вида удовольствий: восхищение, злорадство, наслаждение, развлечение. Только восхищение возвышает человека. Наслаждение — это «склонность к несдержанности», к распущенности; развлечение—«отступление от добродетели».

Сенека противопоставлял добродетель удовольствию. В его этике за основу взята идея о том, что счастье можно обрести лишь в спокойной возвышенности человеческого духа. Удовольствие, хотя и обладает внешней привлекательностью, пишет Сенека, является «соблазном». Оно притягивает доверчивое сознание, разжигает плоть, пробуждает страсти, но затем вызывает отвращение.

В XVIII веке Гоббс разграничивал удовольствие как ощущение или представление добра и неудовольствие как ощущение или представление зла. Эти переживания человека выражают определенное состояние психики. Удовольствие (или наслаждение), связанное с представлением, называется радостью. Неудовольствия, которые кроются в ощущении, согласно Гоббсу, называются страданием, «другие — в ожидании последствий и называются горем».

Кант еще более дифференцировал эти переживания. Он различал три вида удовольствий — приятное, прекрасное и доброе. Кант подчеркивал, что первое и третье всегда связаны с заинтересованностью. Приятное есть наслаждение разными ощущениями (при утолении голода, жажды и т. п.). Доброе — это удовлетворение чем-нибудь, что индивид ценит. Прекрасное, согласно Канту, это такое переживание, когда человеку что-нибудь нравится. Удовольствие от прекрасного есть незаинтересованное и свободное удовольствие.

Современная наука отвергает концепции ряда древних авторов об отрицательном значении любого чувственного наслаждения, а также утверждение Канта о чисто внутреннем, субъективном характере красоты. Важным, однако, является то обстоятельство, что в истории этики и психологии постепенно открываются различные аспекты, даже модификации удовольствия, его яркой положительной эмоциональной гаммы.

Еще Лукреций Кар подчеркивал, что удовольствие стимулирует половое влечение, в нем заключена околдовывающая сладость жизни, которая побуждает оба пола к воспроизведению рода. В книге «О природе вещей» он писал: «Рода Энеева мать, людей и бессмертных услада, о благая Венера!.. Всюду внедряя любовь упоительно сладкую в сердце, ты возбуждаешь у всех к продолжению рода желанье».

Удовольствие влюбленного представляет собой сложное переживание. Оно всегда включает элементарные чувства, которые глубоко связаны с половым инстинктом, с ощущениями, а также- чувства, связанные с высшими эстетическими, моральными и другими аспектами духовной жизни человека.

При этом чувства уважения, дружбы, симпатии, восторга, благоговения, очарования, привязанности, самопожертвования, чистоты, утонченности полностью доминируют над чувствами физической близости и кожной чувствительностью, над физиологической реализацией инстинкта. Высшие любовные эмоции содержат низшие, так сказать, «в снятом виде», в «подчинении», в определенной зависимости. Каждая форма физического (телесного) контакта имеет духовные эквиваленты. Прикосновение, поцелуй, половая близость — все это не создает исключительно «низшую» эмоциональность, но воспламеняет утонченные, глубокие переживания, которые без любви невозможны. Влюбленный всегда касается тела, благоговея перед духом, он превращает половой инстинкт в составную часть глубокой, чисто человеческой эстетической и нравственной формы интимно-полового общения.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!