любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Безумие и разум ⇒ Эмоциональность

Эмоциональность


Как регулирующий механизм любовное удовольствие подталкивает, побуждает и направляет субъект к определенному объекту для осуществления биологической и социальной целесообразности. Это происходит тем активнее, сильнее (с преодолением препятствий), чем глубже и длительнее само удовольствие.

Однако для этого процесса характерна внутренняя диалектика. Удовольствие является результатом нацеленности определенного биологического и социального напряжения. Задержка естественной реализации этого процесса приводит к отрицательным эмоциям. Напряжение усиливается, постепенно переходя в неудовольствие, в страдание. Такой вариант развития ситуации вполне возможен. В этом случае неразделенная любовь может превратиться в подлинное несчастье, глубокую трагедию.

Бывает, что неудовольствие и удовольствие, радость и страдание влюбленного существуют одновременно как два потока эмоциональной доминанты. Такие примеры противоречивого сочетания любовных эмоций можно найти как в определенных ситуациях самой жизни, так и в художественной литературе.

Герой романа Мюссе «Исповедь сына века» переживает такое раздвоение. Он чувствует себя «околдованным» женщиной, к которой питает любовь и ненависть. «Я решил никогда больше с ней не видеться, но не прошло и четверти часа, как я вернулся... У меня было тайное желание еще раз обладать ею... Я глубоко презирал и вместе с тем обожал ее; я чувствовал, что ее любовь несет мне гибель, но что жить без этой женщины я не могу».

Трагические случаи эмоционального раздвоения психики, когда человек одновременно испытывает любовь и ненависть к данному объекту, подтверждают, что любовные чувства имеют комплексный характер и особую внутреннюю диалектику. Конкретными источниками их возбуждения, несомненно, являются разные стороны действительности, разные свойства объекта любви. Физический образ женщины иногда может вызывать приятное чувство, а некоторые ее поступки — отвращение. В свою очередь женщине могут в определенной ситуации импонировать интеллектуальные способности мужчины, но в то же время она может испытывать недовольство его трусостью.

Эмоциональность возвышается до общей результирующей, до единого интегрального чувства с различными, более или менее дифференцированными компонентами. Постоянное взаимодействие в рамках этой целостности является характерной чертой любви. Одинаковые или близкие по характеру эмоции взаимно усиливаются, а различные, противоположные до известной степени редуцируются, взаимно ослабляются. Происходит как бы комбинация плюсов и минусов, нарастание положительных эмоций. Это, по существу, мера силы любви. Количество интегрированных эмоций определяет богатство переживаний.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!