любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Безумие и разум ⇒ Активность и устойчивость

Активность и устойчивость


В гомеровской «Одиссее» говорится о том, как Пенелопа, жена Одиссея, двадцать лет ждала его возвращения после покорения Трои. Она устояла перед всеми ухаживаниями досаждавших ей женихов. Олицетворявшая культ патриархальной семьи своего времени, Пенелопа стала образцом супружеской верности и постоянства чувств для всех времен. Восхищенный, тронутый и взволнованный, Одиссей восклицает: «Боги, владыки Олимпа, не женским, не уступчивым сердцем, но жестким тебя одарили».

В драме Ибсена «Пер Гюнт» отражена подобная же ситуация. Нежная Сольвейг, напоминающая своим обаянием и мягкой задушевностью мадонн Возрождения, ждет возвращения любимого из странствий по свету. Дождавшись встречи, одетая в праздничные одежды, эта «чистейшая из женщин» убаюкивает песней усталого Пера Гюнта.

Любовь как выбор определенного человека, как сознательное стремление к общению, обладает качествами добровольного, обдуманного и мотивированного действия. Иначе говоря, она представляет собой форму свободного проявления сущности человека, практическую реализацию понимания прекрасного и возвышенного, целесообразного и доброго в интимных сферах жизни. Любовь не терпит принуждения, приказов, она не возникает в результате применения к человеку силы извне. Ее сущность заключена в свободном порыве духа, в самореализации субъекта. Одна из героинь Сервантеса, пастушка Марселина, поясняет Амбросьо, почему она не может любить того, кого не любит. «Я же слыхала, что недробимо истинное чувство и что нельзя любить по принуждению. Но когда так, то можно ли от меня требовать, чтобы я насильно отдала свое сердце».

Любовь имеет глубокое социальное содержание, но проявляется она как личностное чувство. Как выражение свободной воли в рамках необходимости любовь — высокий и дерзновенный порыв чувств. Но вместе с тем она постоянно развивает сознание моральной ответственности в интимной дружбе.

Тот факт, что современный человек как личность свободно выбирает объект своих чувств, что он сам без какого-либо принуждения, без нажима со стороны других людей мечтает, фантазирует, страстно стремится, оценивает другого человека, размышляет, решает и действует в соответствии со своей внутренней настроенностью и ценностной системой, подымает его моральный престиж в его собственных глазах. Любовь — это форма утверждения совершеннолетия личности человека, она является существенным психическим моментом ее реализации.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!