любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Ощущения и любовь ⇒ Зрение

Зрение


Магия воспламеняющего «первого взгляда» может быть объяснена прежде всего и главным образом темпераментом человека и комбинацией черт партнеров. Научный подход требует учета индивидуальных психических особенностей личности. Вопрос касается особенно динамики и быстроты реакций.

Человек флегматического темперамента обычно склонен начинать с дружбы и в конце концов постепенно влюбляется, без молниеносных метаморфоз. Он мало надеется на волшебство «первого взгляда». Есть основания предполагать, что у меланхолика более медленный ритм чувств. Его скептическая натура обычно требует большого количества зрительных (да и не только зрительных) доказательств и аргументов со стороны объекта чувств до зарождения таинства любви.

Преобладающие случаи формирования любовных чувств в результате «взрыва» «от первого взгляда», как правило, относятся к холерикам и сангвиникам. Эти активные (хотя и не всегда в одинаковой мере) темпераменты легко возбудимы. Обыкновенно холерики и сангвиники без колебаний реагируют на отвечающий их индивидуальности привлекательный образ.

Но эффективность «первого взгляда», первого чисто визуального контакта нельзя объяснить только темпераментом. Очень важно, как физиономические и отраженные в мимике и жестах психические особенности одного партнера дополняются и гармонируют с индивидуальными особенностями другого.

Как правило, любой человек, даже сангвиник и холерик, не может почувствовать быстро пробуждающейся любви, если он видит человека, который весьма далек от искомого и желанного идеального образа объекта возможных чувств. Отсутствие достаточной гармонии мужчины и женщины исключает возможность мгновенного потрясения сознания. Наличие противопоказанных характерных черт в воспринимаемом образе — даже при множестве положительных черт — уменьшает реальные возможности быстрого возникновения чувств.

В своей «Утопии» Томас Мор пишет о том, что у жителей острова существовал обычай, чтобы будущие супруги прежде всего осматривали друг друга в естественном состоянии с головы до ног. «При выборе себе супружеской пары пожилая и уважаемая матрона показывает женщину, будь это девица или вдова, жениху голой и какой-либо почтенный муж ставит в свою очередь перед молодицей голого жениха».

Может быть, странный обычай жителей Утопии шокирует цивилизованных людей, которые видят в нем только довольно неприличную сцену. Однако великий английский мечтатель доказывает необходимость предварительной проверки телесных «достоинств» и недостатков жениха и невесты. Он решительно защищает этот обычай, соглашаясь с жителями Утопии, когда они говорят: «При покупке жеребенка люди отказываются покупать иначе, как сняв седло и стащив всю сбрую из опасения, что под этими покровами таится какая-нибудь болячка. Между тем при выборе жены, в результате чего человек получит па всю жизнь удовольствие или отвращение, они поступают очень неосмотрительно. Не все настолько благоразумны, что обращают внимание исключительно на характер: даже в браках самих мудрецов к душевным добродетелям придают известную прибавку также и физические преимущества. Под всеми этими покровами может прятаться самое позорное безобразие, которое способно совершенно отвратить от жены сердце, когда физически от нее отделаться уже нельзя».

Последователи Мора внесли коррективы в детали описанной сцены, придав более цивилизованный и приличный вид этому странному обычаю острова мечты времен Возрождения. Утонченный XVIII век, пишет К. Каутский, не склонен допускать осмотр будущими супругами друг друга до брака в совершенно голом виде. Это противоречит эстетическому и моральному воспитанию людей эпохи Просвещения и торжества разума. Фонтенель предлагает другой вариант осмотра будущих супругов. Мать надевает дочери под верхнюю одежду нечто вроде рубахи из тончайшего газа. Потом будущая супруга отправляется на помолвку согласно ритуалу. Когда заканчиваются формальности торжества, близкие немедленно покидают комнату. Именно тогда мать «снимает с нее верхнюю одежду и позволяет своему будущему зятю рассмотреть через газ все прелести, которыми наградила природа ее дочь».

Но и описание Фонтенеля шокирует современные, отвечающие более высокой фазе цивилизации эстетические вкусы и нравственные принципы. Эта форма осмотра будущего супруга ассоциативно напоминает нам ритуал купли-продажи и фактически обесценивает чисто психологические компоненты любовного влечения. Человеческая природа исключительно многостороння и богата. Наличие определенного физического недостатка при существовании других, несомненно привлекающих человека, телесных и душевных достоинств может и не погасить разгоревшиеся чувства и не омрачить радость и счастье.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!