Взаимодействие ощущений
Кокетничающая женщина атакует мужчину, артистически применяя оружие улыбок, ласковых взглядов, непринужденно подчеркнутых форм тела, изящества туалетов, утонченной грациозности походки, нежности кожи, благоухания тела — словом, всех атрибутов, создающих атмосферу любовной магнетизации. В этом случае очень важно, чтобы вслед за концентрированным воздействием следовали паузы, моменты сдержанности. Они еще больше усиливают эффект внушения, гипнотизирующее влияние чувственных раздражений.
Действенность кокетства обычно в большой степени зависит от чувства меры или набора раздражителей, которые женщина применяет в определенной социальной обстановке. Чрезмерность усилий может легко превратить симпатию мужчины в неприязнь.
История кокетства — это история развития изобретательности и художественных талантов женщин. Ее возможности в этом отношении поистине неисчерпаемы. Они дают полный простор искусству перевоплощения, орудия которого неисчислимы. Взяв на вооружение вековой опыт, женщина использует все свои качества и особенности, подвергая их обработке. Она находчиво и артистично корректирует природу.
Существует убеждение, что кокетство представляет собой шаблонную, стереотипную форму поведения, обладает чертами лишенной фантазии, скорее инстинктивной, сексуально-психической механики первичного возбуждения органов чувств. Действительно, кокетство применяет очень много шаблонных приемов. Но весь этот «арсенал» орудий любви индивидуален. Он дает простор творчеству, раскрывает богатые возможности женщины, ее сообразительность и фантазию.
Мужской флирт заслуживает осуждения, если в нем есть неискренность, лицемерие, грубая «техника» обольщения той или иной женщины. Отсутствие уважения к женщине, эмоциональности отношения, «серьезности» шутки свидетельствует о низком уровне культуры поведения. В свою очередь и женское кокетство также имеет эстетические и нравственные границы. Оно не служит любви, а принижает отношения, когда является плодом духовной мимикрии, фальшивой артистичности, лицемерной демонстрации мнимых чувств.
Существование вульгарного флирта и легкомысленного кокетства не компрометирует вообще фазу ухаживания. Психология половой любви требует артистизма, кокетства и флирта в положительном смысле этих слов. Чрезмерная духовная замкнутость женщины не позволяет почувствовать ее обаяние.
Конечная цель ухаживания — зарождение любви. Но факты говорят о том, что это происходит далеко не всегда. Любовь является объективным результатом глубины и подлинности чувств.
Ухаживание обычно подводит к фазе половой игры, представляющей собой чаще всего подготовку сознания к половой близости, к полной взаимной отдаче. Ее компоненты, как и компоненты ухаживания, разнообразны. Фактически происходит интегрирование специфической деятельности пяти человеческих органов чувств, которое реализует целостное переживание интимного контакта.
Интенсивность кожных, зрительных, слуховых и обонятельных ощущений при половой игре гораздо выше, чем на этапе ухаживания. Объятия и поцелуи, объединяющие ощущения всех органов чувств, составляют основное содержание половой игры. Фейербах указывает, что объятие есть глубокий «телесный акт», что радость ожидания зависит от «силы желания телесного совокупления».
Интимные взаимоотношения мужчины и женщины могут не выйти за рамки половой игры. Однако при нормальном, естественном развитии взаимоотношений половая игра неизбежно переходит в более интимное общение влюбленных. Это фаза полового акта, фокусирующего в одной точке многообразие возбуждений всех органов чувств человека. Взаимодействие ощущений создает необычайную интенсивность телесного и психологического наслаждения.