любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Эстетизация отношений ⇒ Любовь и красота

Любовь и красота


Разумеется, красота любимого образа никогда не возникает произвольно как чисто внутренний, субъективный продукт индивидуального созерцания человека. Она имеет свою объективную основу, без которой никакая эстетизация не может существовать. Следовательно, реальное воплощение красоты зависит от характера взаимоотношений и свойств обоих влюбленных. Если один из них не следит за своей внешностью и пренебрегает своим духовным развитием, то постепенно происходит снижение уровня его эстетизации, нередко завершающееся полным разрывом. Эстетизация требует определенных качеств объекта любви, которые в условиях эмоционального общения питают фантазию. И именно в этой связи следует указать на определенную долю ответственности субъекта и объекта любовных отношений за их прочность.

Торжество разделенной любви дает человеку легкость, освобождает его сознание от самых горьких жизненных наслоений, от давящей тени тоски, от неумолимого гнета скуки, от удушливой атмосферы одиночества. Можно назвать это состояние молодостью, если не ограничиваться житейским пониманием этого слова и не подходить к нему только на основании такого критерия, как возраст. Пенчо Славейков воплотил в чудесной песне волнующую прелесть этого состояния человека:

Пока ты молод, ярче солнца свет

и в сердце золотой мечты расцвет;

пока ты молод, вынесешь походы,

легко перенесешь ты все невзгоды.

Пока ты молод, жизнь тебе легка,

не омрачит души твоей тоска;

и в грусти — радость, а не мертвый холод —

пока ты молод, ах, пока ты молод!

(Перевод М. Зенкевича)

Радость торжествующей жизни способствует расцвету любви, которая на протяжении веков играет роль исторически утвердившейся школы обогащения и развития эстетической культуры человека.

Любовь эстетизирует половое влечение, мощную силу инстинкта продолжения рода, «безумие» «низших» чувств. Она укрывает тайну зачатия благоухающими цветами, возносит земные чувства к бесконечности космоса. Все, к чему прикасается любовь, обретает особую, чарующую силу, становится нежнее, совершеннее, прекраснее. Любовь совершенствует и дополняет творчество самой природы.

Любовь — это самое утонченное, самое хрупкое творение психической жизни человека. Нет ничего более убийственного для нее, чем грубость слов, резкость интонаций, властная безапелляционность взглядов, банальность прозы жизни. Как психическое явление чувство любви как бы создано с помощью тончайших «инструментов» сознания. В его природе чувствуется блеск бриллианта и прозрачность фарфора. Иногда малейшее неосторожное движение оказывается губительным для него.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!