Тайны океана. Морские льды. Встреча корабля с айсбергами во льдах.
аквалангист Тайны океана



Содержание

водоросли
Тайны океана ⇒ Морские льды

Морские льды


По наблюдениям китобойной флотилии "Слава", наиболее часто встречаются пирамидальные айсберги высотой 50-60 м, длиной около 130 м. В 1904 г. судно "Зенит" встретило около Фолклендских островов пирамидальный айсберг высотой 450 м.

Иногда вода промывает в теле айсберга сквозные пещеры, Айсберг превращается в ледяную арку. Во время плавания "Славы" в 1948 г. был встречен айсберг с 24-метровой сквозной аркой. Высота этого айсберга равнялась 43 м. Однажды российские суда встретили "поющий айсберг". Промоины в нем образовали систему сквозных труб, которые под действие ветра издавали мелодичные звуки. Около 7/8 высоты айсберга находится под водой. Поэтому айсберг перемещается под действием подповерхностного течения, которое может иметь совсем иное направление, чем течение поверхностное. Как мощный ледокол, раздвигает айсберг своей огромной массой толстые морские льды и нередко движется им навстречу. Случается, что айсберг уверенно плывет против штормового ветра. Если айсберги попадают в район, где действуют неустойчивые, часто меняющиеся течения, они порой выполняют сложные маневры, словно ими управляют разумные существа.

В 1947 г. четыре американских корабля встали на якорь в Китовой бухте. Пролив, ведущий в бухту, был не шире 180 м. И вот однажды невдалеке от бухты появился огромный айсберг, с виду очень похожий на обледеневший дредноут. Двигаясь против ветра, он осторожно вошел в узкий пролив. Едва касаясь своими краями его ледяных берегов, айсберг блокировал в бухте американскую флотилию. Простояв таким образом больше суток, он вошел в бухту и встал рядом с кораблями. Соседство с айсбергом очень опасно. Если подводная часть его подтаяла, он в любую минуту может опрокинуться и раздавить стоящее рядом судно. Поэтому американские корабли поспешили избавиться от неприятного соседа, снялись с якоря и покинули бухту. Через двое суток айсберг снова пришел в движение и, не задев ни одним краем берега узкого прохода, спокойно, словно управляемый рукой опытного лоцмана, вышел из бухты в море.

Встреча корабля с айсбергами во льдах всегда сопряжена с опасностью. Если верхняя часть айсберга сильно стаяла, он едва возвышается над морем. Такой айсберг неуловим для луча радиолокатора. Между тем при столкновении огромная масса льда, скрытая под водой, неизбежно протаранит корабль. Случается, что корабль, зажатый во льдах, дрейфует вместе с ними по ветру. А навстречу ему или наперерез, раздвигая льды, движется громадный айсберг. Кораблю в такой обстановке не избежать столкновения. Для безопасного плавания в антарктическом и арктическом бассейнах очень важно знать все особенности распределения морских льдов и айсбергов, направление и скорость их дрейфа.

От столкновения с айсбергами потерпело аварию немало океанских пароходов. Приведем несколько примеров. В 1916 г. погиб океанский лайнер "Титаник", совершавший свой первый рейс из Европы в Америку; из 2224 пассажиров утонуло 1513. В 1943 г., столкнувшись в тумане с айсбергом, взорвался голландский танкер; спаслось всего два человека. В том же году наскочил на айсберг грузовой пароход "Лидия-Мария", но ему удалось дойти до ближайшего порта. В 1959 г. с айсбергом столкнулся датский пароход "Ханс Хедтофт"; все 95 человек экипажа и пассажиров погибли. В 1956 г. российское экспедиционное судно "Лена" задело в тумане айсберг в море Дэвиса, но повреждения корпуса не произошло. В 1958/59 гг. в Ньюфаундлендских водах получили повреждения от встречи с плавучими льдами и айсбергами в условиях плохой видимости три наших корабля – "Чернышевский", "Радищев" и "Ногинск".

После гибели "Титаника" был организован Международный ледовый патруль, суда которого ведут непрерывные наблюдения за движением айсбергов в северной части Атлантического океана, где широко развит рыбный промысел и проходят наиболее "людные" пути между Европой и Америкой. Ледовый патруль оповещает суда морского транспорта о местонахождении айсбергов.

Ледовые шапки полярных бассейнов оказывают большое влияние как на гидрологический режим океана, так и на климат и погоду, способствуя образованию холодных воздушных масс, с существованием которых все хорошо знакомы по радиосводкам погоды.




люди под водой


© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!