Тайны океана. Океан в опасности. Сточные воды промышленных предприятий.
аквалангист Тайны океана



Содержание

водоросли
Тайны океана ⇒ Океан в опасности

Океан в опасности


В Карибском море есть глубоководная впадина Кариако. Между ней и Черным морем много общего. При глубине 1400 м эта впадина отделена от остальной части моря подводным порогом глубиной всего 150 м. Содержание кислорода в воде, заполняющей впадину, убывает сверху вниз и на глубине 475 м равно нулю. Ниже начинается зона, в которой вода, как и в Черном море, насыщена сероводородом. Однако американские ученые Ричарде и Вакар, всесторонне исследовав гидрологический режим впадины, пришли к выводу, что возраст ее глубинных вод около 100 лет. Срок, как мы видим, весьма близкий к сроку возобновления черноморских придонных вод, вычисленному В. А. Водяницким.

В 1959 г. международная конференция в Монако пришла к заключению, что в море можно спускать отходы атомной промышленности только средней и низкой активности. В 1960 г. комитет, созванный Международным агентством по атомной энергии, под председательством Бриниельсона разработал проект точно такого же содержания. По объему такие отходы составляли до сих пор 99%, а по активности – всего лишь доли процента всех отходов, так что на первый взгляд угроза невелика. Однако систематическое загрязнение прибрежных вод радиоактивными стоками даже низкой концентрации может привести к пагубным последствиям. Россия не принимала участия в работе комитета и придерживается взгляда, что никакими радиоактивными отходами океаны и моря заражать нельзя.

Но есть и другие враги, угрожающие не только развитию жизни в океанах и морях, но и непосредственно здоровью человека, пользующегося прибрежными водами для многих видов спорта, купанья, рыбной ловли. Эти враги – нефть, сточные воды промышленных предприятий и хозяйственно-бытовые стоки приморских городов.

Загрязнение морей и морских берегов нефтепродуктами стало всемирным бедствием. В настоящее время 25% мирового тоннажа торгового флота составляют танкеры, около половины всего тоннажа – теплоходы. В 1963 г. танкеры перевезли 700 млн. т нефти. При откачке балластных и льяльных (под настилом трюмов) вод, при промывке цистерн в моря и океаны ежегодно сбрасывается около 0,5 млн. т нефтепродуктов. При перевозке нефтепродуктов на стенках цистерн остаются твердые фракции. Сброшенные в море, они уносятся течениями и выбрасываются на берега. Немалая роль в загрязнении морской воды принадлежит нефтеперерабатывающим заводам и особенно нефтяным промыслам, расположенным у берегов как на суше, так и на воде. В частности, это относится к Мексиканскому и Персидскому заливам и к нашему Каспийскому морю.

Большой ущерб приносят аварии танкеров. Однажды танкер, севший на мель в устье Эльбы, вынужден был выкачать в море 6000 т нефти. Нефтяное пятно распространилось на 50 миль в поперечнике. Часть его была выброшена на острова Зильт и Фанё. Ни промывка горячей водой, ни выжигание огнеметами не помогли очистить загрязненные пляжи. Пришлось отвозить песок с берега в специально вырытые траншеи. Близ Портсмута после столкновения танкера с другим судном городские власти не могли очистить берег в течение двух месяцев. И здесь пришлось загрязненную гальку с берега вывезти, а вместо нее привезти тысячи тонн чистой гальки. Еще опаснее воспламенение большого пятна нефти на поверхности моря, что однажды произошло в Нагасаки во время землетрясения в 1923 г.

В настоящее время химиками разработан специальный порошок, который погружает поверхностную пленку нефти на дно. Рассеивают его с вертолета. Средство это, конечно, дорогое и может быть использовано только в аварийных случаях.




люди под водой


© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!