Человек в скорлупе
Прочный корпус предназначен для защиты экипажа лодки от давления забортной воды. Он должен гарантировать безопасность во всем диапазоне рабочих глубин. Корпус имеет герметично задраивающийся люк для входа и выхода экипажа и установки необходимого оборудования, иллюминаторы для пилотирования, наблюдений и киносъемки, а также сальниковые устройства для ввода электрических кабелей, трубопроводов гидросистем и др. Конструктивно прочный корпус может быть любой формы. Например, миниатюрная подводная лодка «Кабмэрин», построенная по классической схеме, имеет удлиненный прочный корпус, рубку с иллюминаторами, неподвижный, расположенный в корме двигатель, рули направления и глубины. Прочный же корпус другой исследовательской лодки «Эшера» выполнен в виде сферы, а гидродинамическую форму ей придает тонкий обтекатель. Под ним смонтированы, кроме прочной сферы, все агрегаты (балластные системы, энергетические блоки и т. п.), присутствие которых в прочном корпусе не обязательно.
Поступательное перемещение осуществляется, как правило, с помощью электродвигателя (одного или нескольких), который приводит в движение тяговый винт или же помпу водометного движителя. Энергетические блоки, питающие электрическим током ходовой двигатель и различные агрегаты и системы лодки, обычно представляют собой аккумуляторы, вынесенные за пределы прочного корпуса. Последнее вызвано стремлением избежать излишнего загромождения обитаемого пространства и загрязнения его атмосферы газом, выделяемым при разряде аккумуляторов, а также стремлением предотвратить серьезную аварию при возможном взрыве неисправной батареи. В последние годы проводятся экспериментальные работы по использованию энергетических блоков на топливных элементах. Они установлены, например на подводном аппарате «Стар I» (США) – одном из серии миниатюрных аппаратов, предназначенных для оценки элементов и систем будущих подводных судов.
Очень высокие маневренные свойства лодок обеспечиваются за счет управления с помощью подруливающих устройств и поворотных движителей. Так, две водометные насадки, установленные по обоим бортам корпуса «Денизы» – Ныряющего блюдца Кусто – обладают способностью поворачиваться независимо одна от другой вокруг оси крепления к корпусу почти на 360°. Тем самым они легко создают большие управляющие моменты, а также позволяют лодке перемещаться поступательно в горизонтальном и вертикальном направлениях. Подобное расположение движителей дает возможность надежно управлять движением лодки при маневрировании на около-нулевых скоростях, когда обычные гидродинамические рули действуют неэффективно.
Для маневрирования по глубине, а также для точного регулирования плавучести иногда применяют водяной балласт или же отделяемый на глубине твердый балласт. Для управления дифферентом широко используют ртутные дифферентные системы.
Решение проблем обитаемости – снабжение кислородом, очистка атмосферы от вредных примесей, кондиционирование воздуха, как правило, не вызывает особых затруднений, поскольку при решении аналогичных вопросов обитаемости боевых подводных лодок накоплен уже достаточный опыт.