любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Эстетизация отношений ⇒ От классицизма до реализма

От классицизма до реализма


История эстетической мысли Европы от классицизма до реализма, история длинного ряда литературных шедевров, начинается с классицизма XVII века, искусства Просвещения XVIII века, романтизма конца XVIII — первой половины XIX века и заканчивается критическим реализмом середины и второй половины XIX века.

Искусство Возрождения стало эстетическим манифестом великих социальных изменений. Оно восстановило (на более высокой ступени развития в сравнении с античностью) трагически разорванную мистическими канонами феодализма телесную и духовную сущность человека, провозгласило свободу чувств и чувственности. Литература выдвинула лозунг эпикурейского жизнелюбия. Фактически этот лозунг был эстетическим отражением первоначального развития капитализма в процветающих городах-республиках — Флоренции, Венеции, Генуе и др.

Но полная победа оказалась трудной исторической задачей, решение которой требовало продолжительного времени. На следующем этапе прогрессивного развития этот объективно необходимый социально-экономический, эстетический, моральный и общекультурный процесс диалектического преодоления старого происходил в рамках абсолютных монархий. Это были государства, которые, сохраняя феодальную систему власти, при наличии четкой иерархии обретали буржуазное содержание. Как результат реакции на индивидуализацию человека в эпоху Возрождения государственный интерес и подчиненный ему человеческий разум стали играть первостепенную роль в новой социальной системе ценностей. Это было время придворного аристократического искусства, этикета и салонных ритуалов.

Спустя век интеллектуальные представители растущей и крепнущей буржуазии Франции создали искусство Просвещения, освободившее человека от канонов классицизма и провозгласившее в согласии с законами природы и социальной жизни неотъемлемые права гражданина и свободу чувств (в том числе и такого интимного чувства, как любовь).

Вслед за Просвещением на историческую арену вступает романтизм. Представители этого художественного течения создают искусство эстетического бунтарства, разрыва с действительностью, искусство неуемных мечтаний, причудливой фантазии, устремленной либо в прошлое, либо в будущее, в царство утопии, в иной мир, очертания которого оставались неясными.

Романтизм возникает после Великой французской революции как эстетическое отрицание буржуазного «царства разума», как поиск идеала при отсутствии ясной и соответствующей историческим законам альтернативы.

После романтизма восторжествовал реализм как верное эстетическое воссоздание капиталистической действительности, как ее художественная критика с позиций абстрактного гуманизма.

У истоков развития эстетической культуры на данном этапе стоит классицизм. После того как Ренессанс изжил себя, в отдельных странах, особенно во Франции, расцветает галантное, рационалистическое, салонное искусство грации и дворянско-аристократических манер. Классицизм художественно отражает новую стадию развития феодализма. Он становится эстетикой абсолютной монархии, централизованного сословного государства.

Эстетика классицизма вводит три основных принципа: идеализацию разума, подражание природе, подражание античности. В конечном счете эти принципы отвечают потребностям времени. Апологеты классицизма понимают разум в картезианском смысле, как ясность, четкость мышления, правил поведения, строгость логических выводов. Подражание природе выступает как форма усвоения всеобщей абстрактной меры красоты. И наконец, подражание античному искусству служит идеализации представителей дворянского сословия, абсолютной монархии.

Литературные герои писателей эпохи классицизма Корнеля, Расина, Лафонтена и др.) — это обычно волевые, решительные люди. Они подчиняют любовь чувству долга, моральной норме, высшей системе ценностей. Они строго соблюдают принятые в высшем обществе правила поведения, придворный этикет. Классицизм отвергает необузданность чувств, подчиняя любовь ритуализованной системе ценностей. Это соответствует задачам и потребностям абсолютной монархии.

Литература классицизма пренебрегает жизнью народа, выражая вкусы и предпочтения высшего сословия — аристократии. Она ограничивает живую эмоциональность человека Возрождения, индивидуальную свободу полового выбора.

Но, несмотря на всю ограниченность классицизма, выражающего социальную определенность монархической системы, он оказывает в ряде моментов положительное влияние на сферу интимных чувств человека.

Классицизм ставит проблему отношений между любовью и моралью. Он категорически заявляет, что тот, кто не добродетелен, не может любить. В «Сиде» Корнеля, родоначальника школы классицизма, любовь «побеждает в союзе с высоким государственным долгом». Это образец политической саморегуляции интимных чувств личности.

Классицизм акцентирует разумное содержание любви, исторически нейтрализуя таким образом эмоциональную «необузданность» любовных отношений на закате эпохи Возрождения.

Классицизм вносит в отношения между полами галантность и грациозность внешней красоты, в известной мере стереотипной, подчиненной требованиям салонного этикета. Формализуя психологические контакты, любовные отношения, он придает им большее внешнее изящество.

Эпоха Просвещения отвечает более высокой стадии социального развития буржуазии как класса. Это — бурное время подготовки революционных взрывов, быстрого преодоления ограниченности литературных и художественных вкусов классицизма.

В XVIII веке вкусы общества формируются во многом под влиянием сентиментального романа Руссо «Новая Элоиза». Написанный в эпистолярной форме, он волнующе повествует о трагической любви дочери барона Юлии д'Этанж и бедного учителя Сен-Пре. Подчиняясь воле отца, Юлия становится супругой почтенного господина Вольмара, обрекая на страдания себя и Сен-Пре. Роман проповедует философию естественных прав человека, несмотря на противоречивость позиции Руссо, оправдывавшего решение героини.

Одним из самых ярких представителей литературы периода романтизма является Байрон. Его «демонические» герои — богоборцы, презирающие пошлость окружающей действительности, способные на страстную любовь и столь же страстную ненависть. В поэмах «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Дон Жуан» и др. Байрон прославляет бунт человека против устоев общества, его гордую и неукротимую силу, трагическую красоту его любви, неистовую борьбу за свое право на свободу и счастье.

Французский романтизм — это экзотическая любовная мистерия «Аталы» Шатобриана, это сентиментальные романы «Дельфина» и «Коринна» Жермены де Сталь, утверждающей право женщины на любовь по свободному выбору, не связанному общественными предрассудками, это чистота чувств и их очарование в произведениях Жорж Санд.

С наибольшей полнотой представлено романтическое понимание любви в творчестве А. де Мюссе. По словам А. Моруа, для него «существует лишь один сюжет, одна тема — любовь». Восторженный и трагический, опьяненный любовью и страдающий, Мюссе пишет «кровью своего сердца», словно исторгает из бездн души звуки радости и печали. Его ночная, озаренная мерцающим светом картин Гойи лирика — это почти библейское соединение жизни и смерти.

Любовь становится священнодействием в храме искусства, мистерией радости и боли, надежды и красоты. Могущество инстинкта обретает у Мюссе высшую духовную ценность, соприкосновение тел овеяно особым очарованием, «несравненной чистотой и мягкостью».

Утонченная артистичность воспеваемой французским романтизмом любви обогащается в Германии стройностью и гармонией, философско-эстетической глубиной. Дух этого обновленного классического изящества любви связан с именем и творчеством Гёте. Веймарский Аполлон, соединяя великолепие поэзии Просвещения с классической эстетизацией человеческой сущности, создает апофеоз взаимопроникновения разума и чувств, сознания и природы.

Гёте ведомы тайны любви, ее чарующие мистерии. Высокое сияние его души озаряет многих женщин, подобно мифической Семеле, прошедших сквозь пламя его любви, чтобы возродиться к бессмертию в поэзии. Уже в восемнадцатилетнем возрасте в цикле стихотворений «Аннетта», соединяя античное жизнелюбие со слегка фривольной манерностью пасторальной поэзии, он воспевает девушек из плоти и крови, щедрость поцелуя, радости любви.

Всю жизнь Гёте славит любовь как радостный праздник человека, как его счастливую судьбу, как прикосновение к идеалу. В семьдесят четыре года он пишет «Мариенбадскую элегию», вдохновленный любовью к семнадцатилетней девушке и проникновенной печалью прощания с этим последним в его жизни чувством; «исхода нет, и слезы беспредельны»:

Теките же, струитесь изобильно,

Не заглушить вам внутреннего жара!

Как рвется грудь от муки непосильной,

Где смерть и жизнь друг с другом спорят яро!

(Перевод С. Соловьева)

Страстная любовь, которую воспевает Гёте, полна гармонии, духовного изящества, классической меры. Ей чужд демонический драматизм поэзии Байрона, могучие сердечные бури, роковая борьба страстей. Любовь у Гёте овеяна благоуханием роз, полна эллинской жизненной силы и красоты.

Особое место в творчестве Гёте занимает роман «Страдания юного Вертера». Написанный в форме дневника, этот роман-исповедь раскрывает глубокую трагедию неразделенной любви, полной лиризма и страстных желаний. Вертер — пленительный образ духовной утонченности человека эпохи Просвещения, поэтический символ обреченности и любовных мук.

Классическая поэзия Гёте прокладывает путь беспокойной романтике Гейне. Этот благородный рыцарь меча и лиры, провозвестник революции, проповедник освобождения чувств, поэт иронии и грусти обогащает любовную поэзию новыми эстетическими красками и оттенками. Он пишет «Книгу песен», состоящую из поэтических шедевров, воплощающих в слове щемящую боль его растревоженного сердца.

Для Гейне любовь — это фатальная, трагическая сила, ведущее к смерти начало жизни; она подобна сну, видению, сладкой нирване, которую действительность превращает в обман. Гейне защищает права мечтателя, воспевает «золотые сны» человеческого сердца, разбитого столкновением с жестокой действительностью. Лирика Гейне содержит многоцветную гамму любовных переживаний: глубокое размышление, горькие жалобы, сомнения, надежды, опьяняющее безумство, чарующий блеск иллюзий, тревогу, разочарованность, желчную усмешку, чувство одиночества и вновь прелестную магию любви. В его поэзии нашли отражение утонченность духовной красоты и гордое достоинство независимого ума.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!