любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Выбор объекта любви ⇒ Незаменимый — незаменима

Незаменимый — незаменима


Возникновение любовных чувств неизбежно связано с фиксацией внимания в «одной точке», на одном лице. Это обстоятельство характерно для каждой интимной эмоциональной связи.

Большие чувства требуют постоянного присутствия в сознании вызывающего их образа. Вместе с тем они актуализируют его предметное содержание, вытесняющее или заслоняющее остальные восприятия, наблюдения, представления, воспоминания индивида. Чем глубже интимные, качественно дифференцированные любовные чувства, тем больше в человеческом сознании доминирует возбуждающий их образ.

Выбор объекта любви — это конкретное предпочтение одного лица среди массы знакомых лиц другого пола, его ценностная идеализация. Никто не может любить глубоко, самоотверженно, страстно одновременно двух или трех человек. Это неизбежно приводит к психическим сдвигам, ставит человека перед трудной альтернативой, рассеивает общий поток чувств. Любовь требует прежде всего концентрации внимания человека на одном объекте и гармоничной целостности переживаний.

Какое-то время человек может пребывать во власти идеализированного представления о некоем бесплотном существе. Для романтически настроенного мужчины это полуабстрактный образ воображаемой женщины. Для склонной к иллюзиям женщины это фантастическое воссоздание имманентных атрибутов мужчины в ореоле идеала, сказочной мечты.

Но долгое странствование в неземном царстве совершенных образов ведет к притуплению человеческих чувств. Иногда кажется, что в этой загадочной области духовных сублимаций пола существует заколдованный круг противоречий. Мужчина и женщина обычно ищут в любви идеал, совершенство форм. Именно поэтому они иногда начинают жить представлениями об абстрактной родовой сущности возможного объекта любви. Однако царство фантазии, которое в конечном счете теряет присущую ему условность, крайне отрицательно сказывается на жизненной энергии человека. Чтобы любовные мечты стали реальностью, мужчина и женщина неизбежно должны выбрать конкретный, живой объект своих половых чувств.

Человек не может, по словам Гейне, жениться на Венере Милосской или выйти замуж за Гермеса, изваянного Праксителем. Он должен спуститься с неба на землю и обратить внимание на реальных живых людей.

До тех пор пока сознание воспринимает только абстрактную родовую сущность противоположного пола, об истинной жизненной любви не может быть и речи. Любовные чувства обычно направлены на близкое, конкретное предметное содержание. Неиндивидуализированная представительница женского пола едва ли сможет возбудить пламенную любовь, вызвать эмоциональное волнение. Лишенная конкретной осязательности абстракция представляет интерес только для науки. Чем больше рассеивается внимание, тем слабее интенсивность чувств.

Речь идет не только о явлениях в бесплотном мире абстракций. Даже в царстве осязаемой конкретности увеличение количества рассеивающих внимание центров неизбежно приводит к уменьшению общей интенсивности переживаний.

Молодые люди живут в коллективе и до известной поры, как говорят в народе, играют с огнем, не ощущая его грозной демонической силы. Но вот наконец внимание фиксируется на одном объекте. Спокойная прежде грудь вздымается, пронзенная трепетным чувством. Так приходит любовь. Народная мудрость иногда советует молодежи не замыкаться в узком кругу, не останавливать взгляд на одном лице.

Гуляйте, молодцы,

Пока не женитесь,

На всех девиц подряд любуйтесь,

На одну не заглядывайтесь,

В одну не влюбляйтесь.

Любовь дело недоброе,

От любви человеку смерть.

Огонь горит и гаснет,

Любовь горит, не сгорает...

{Перевод Л. Хомутовой)

Когда юноша начинает заглядываться не на всех девушек, а на одну определенную, она вдруг становится наиболее заметной, самой красивой, привлекательной, единственной. Иными словами, она начинает играть роль центра мироздания. Бытие приобретает новую эстетическую и моральную ценность. И юноша начинает описывать головоломные круги по какой-то орбите вокруг таинственного центра вселенной.

Половой отбор женских и мужских особей у животных происходит на чисто инстинктивной основе, отчасти в силу привычки. Он биологически целесообразен, так как удовлетворяет потребности вида. У человека половой отбор начинает приобретать социальные компоненты. Ухаживание и предпочтение определенного мужчины или определенной женщины в первобытном обществе все еще довольно примитивно. Выбор происходит почти на том же уровне, что и половой отбор у животных. В некоторых племенах соперники-мужчины сражаются за нравящуюся им женщину. Они организуют состязания в беге, охоте и т. д. Женщина выбирает мужчину с более развитыми мускулами, с крепким телом, широкоплечего, храброго и воинственного. Эти индивидуальные качества благоприятствуют совершенствованию будущих поколений.

И все же в первобытном обществе наряду с чисто биологическими аспектами полового отбора уже начинают действовать и сознательные, разумные социальные соображения. В дальнейшем, с установлением классового строя, они становятся более дифференцированными. Среди общих критериев предпочтения значительную роль играют трудовые качества нравящегося лица другого пола, его индивидуальная нравственная ориентация, социальное положение и др.

Сложность переплетения и взаимодействия различных в своем существе биологических и социальных факторов неизбежно делает выбор объекта любви исключительной ситуацией, испытанием чувств, воли, эстетического вкуса и ценностной системы человека. Чем выше уровень культуры данной личности, ее внутренняя индивидуализация, тем более трудным актом инстинкта и разума на основе указанных критериев становится решение этой «комплексной» задачи.

Поиски избранницы иногда превращаются в мучительную прелюдию любви. Сознание непрерывно блуждает, не в состоянии отыскать свою точку притяжения во времени и пространстве. «Я искал тебя, — пишет Асен Златаров,— повсюду Ради тебя я взошел по огненным ступеням к небу, ради тебя испил до дна ледяную муку одиночества... Я знал, что ты где-то существуешь, что я должен тебя найти. Ты явилась мне в полудреме, на мгновенье предстала предо мной, как светлое видение, как мимолетная мечта, и я увидел твои черты». В отличие от инстинктивного полового отбора животных регулируемый сознанием личный выбор человеком объекта любви приводит не только к чисто биологической совместимости, но и к психологической, эстетической и моральной гармонии двух индивидов. Таким образом, полностью во власти интимного чувства, они становятся близкими друг другу. Избранник воспринимается, как незаменимый, единственный, а избранница — как незаменимая, единственная.

Гоббс, живший в атмосфере пуританского XVII века, так говорит в «Левиафане» о необходимости выбора конкретного объекта любовных чувств и его восприятия как незаменимого: «Любовь есть представление человека о его потребности в лице, к которому его влечет». При рассмотрении эмоций Гоббс разграничивает неопределенное влечение человека и влечение к «определенному объекту» в той или иной социальной среде. Именно последнее есть «та любовь, которая представляет собой неисчерпаемую тему для поэтов».

Руссо подчеркивает, что выбор, предпочтение одного лица в интимной жизни зависит от уровня образования, предрассудков, привычек. Но без этого не может быть личной эмоциональной привязанности. По Руссо, любовь всегда является «результатом сравнения». Поэтому половые чувства Адама не могли перерасти в истинную любовь. Необходимо было иметь, кроме Евы, хотя бы еще одну женщину. Любовь нуждается в различных потенциальных объектах, без которых не может быть действительного акта сравнения.

В поэме А. С. Пушкина «Каменный гость» Лаура признается Дон Карлосу, что она любила Дон Гуана. Однако продолжает ли она его любить? На этот вопрос Лаура отвечает, обращаясь к Дон Карлосу:

В сию минуту?

Нет, не люблю.

Мне двух любить нельзя.

Теперь люблю тебя.

В момент выбора происходит идеализация качеств «незаменимого», «незаменимой». Сознание влюбленного воспринимает других людей слегка приниженными, до известной степени неполноценными. Таким образом, становится вполне возможна исключительная концентрация внимания на избранном лице. Парижская гризетка Бернеретта в новелле Альфреда де Мюссе «Фредерик и Бернеретта» признается своему возлюбленному Фредерику: «... с тех пор, как я полюбила тебя, все мужчины кажутся мне уродливыми и глупыми». Эта новая ценностная ориентация, выраженная с такой экспрессией, является результатом эмоционального внушения.

В рассказе Мопассана «Покойница» говорится: «Почему мы любим? Разве не странно видеть в целом мире только одно существо, иметь на устах только одно имя».

Влюбленный неизбежно располагает в своем сознании различных людей по степени их ценности и совершенству качеств. На самый верх пирамиды он всегда помещает объект своих желаний как идеал всех времен, и ему и в голову не приходит сравнивать его с другими образами. Человек (мужчина или женщина) неизбежно связывает мысль о своем бытии с пленительным представлением о любимой, соответственно о любимом. Такое духовное слияние и проецирование двух индивидов в будущее как нераздельных существ является особой формой удовлетворения, эмоционального отражения в мечтах, в идеальных ценностях.

Это имеет большое значение для укрепления интимной, связующей функции любви. Герой Сомерсета Моэма путешественник Бейтман говорит Изабелле: «Кроме вас, я никого не замечаю, и мне никогда не приходило в голову, что кто-то может походить на вас».

Сознание незаменимости избранника (избранницы) придает исключительную ценность любви. Это почти абсолютное слияние чувств, желаний, мировоззрения человека.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!