любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Эстетизация отношений ⇒ Танцы, музыка, скульптура, живопись

Танцы, музыка, скульптура, живопись


Некоторые авторы утверждают, что танцы появились с возникновением жизни. Другие считают, что источником этого динамического и полного жизни искусства является космический ритм вселенной. Несомненно, генезис этого искусства имеет объективную социальную основу. Исторические факты свидетельствуют, что в первобытном обществе закономерно возникают различные виды ганцев: охотничьи, трудовые, религиозные, военные и т. п.

Это искусство жестов и грациозной пластики служило прежде всего трудовой деятельности человека, его борьбе г природой. Однако, удовлетворяя потребности человека в пластичности движений, связанных с производством материальных благ, в развитии духовной выразительности по внешних (телесных) форм, оно было связано и с областью отношений между полами.

Исследования показывают, что ритм глубоко присущ всей жизнедеятельности человека. Поэтому он развивается и в определенных ситуациях приобретает ценностные свойства эстетической стимуляции любовных отношений.

У Лукиана божественный шалун Эрос дает Зевсу такой совет: «Если ты хочешь нравиться, не потрясай эгидой... а придай себе как можно более приятный вид, носи пурпурное платье, золотые сандалии, ходи изящной поступью под звуки флейт и тимпанов».

У первобытных людей в период любовного выбора ганцы играют большую эстетическую роль. Они представляют собой продолжение так называемой «любовной игры» животных. Особого внимания заслуживает тот факт, что многие эротические первобытные танцы эстетически имитируют эту грациозную инстинктивную «любовную игру».

Любовные танцы вносят в половой выбор артистическую грацию, очарование, жизненную силу. Они смягчают и облагораживают борьбу возбужденных соперников, превращая ее в символическое зрелище, в игру, в глубокий источник эстетического наслаждения.

В условиях родового строя достижение молодыми людьми половой зрелости отмечается обычно торжественной церемонией. Этот волнующий ритуал сопровождается, как правило, эротическими танцами.

В племени валенга (Южная Африка) все девушки, достигшие половой зрелости, должны пройти через обряд инициации (посвящения). Этот ритуал сопровождается танцами под звуки барабана, ношением «моделей», особых изображений половых органов. Вечером, после окончания танцев, наступает самый важный обрядовый момент — священным рогом прорывают девственную плеву каждой девушки. На следующий день начинаются «методические наставления в области половой жизни». Для этого из специально приготовленной корзины вытаскивают кукол мужского и женского пола. С их помощью взрослые наглядно демонстрируют половой акт. Таким образом, молодежь посредством танцев и магических действий, облеченных в эстетическую форму, подготавливают к «естественному совокуплению».

Любовные танцы, начиная с древности и до наших дней, имеют важное значение: а) они обыкновенно демонстрируют те или иные вторичные половые признаки, направляя сознание к их восприятию; б) танцы показывают определенные биологические «достоинства» индивида (жизненную силу, грацию, пластичность движений) и таким образом способствуют половому выбору; в) танцы содействуют гармоническому развитию организма человека; г) танцы придают эстетическую прелесть половой игре, все они воспитывают и облагораживают инстинкт воспроизводства человека.

Разумеется, искусство танца непрерывно исторически развивается, не теряя своей первичной силы. Оно становится более утонченным, ассимилируя духовные ценности культуры. В первобытном и рабовладельческом обществе танцы были чрезмерно эротическими. Они почти не регламентировались чувством стыдливости. На этой ступени культуры человек более непосредственно раскрывал свои интимные желания. Но и тогда танцы были проявлением чувств, разрядкой накопленной энергии, школой воспитания человека.

В так называемых «любовных танцах» с самого начала проявляются две противоположные тенденции: а) чисто чувственное возбуждение; б) духовное, эстетическое возвышение любовных чувств. Первое — это отрицание искусства как такового, второе — его истинная внутренняя стихия.

В классовом обществе эти тенденции проявляются особенно ярко. Известные с давних времен древнеиндийские баядеры, служительницы священных храмов, часто танцевали перед восхищенной публикой. Они вкладывали много изящества и грации в подвижный ритм своего искусства, диктуемого требованиями религии. Но танцы баядер, следовавшие определенным эстетическим традициям, не всегда строго сохраняли эту одухотворенность движений. Как и многим другим восточным танцам, им была свойственна некоторая эротичность.

Сильное эстетическое воздействие оказывали танцы древнегреческих жриц в храмах Афродиты, Диониса, Артемиды и т. д. Они более других древних танцовщиц усовершенствовали это изящное пластическое искусство, придав ему нежную эфирность движений тела, большую свободу фантазии. Пластическое совершенство, исключительная красота движений танцовщиц доставляли глубокое эстетическое наслаждение.

Искусство грации успешно развивалось, проходя этапы сложной внутренней дифференциации, в ходе которой исторически возникли религиозные, народные, акробатические, бальные, массовые, балетные (сценические) ганцы.

Танец постоянно развивается и как массовая эстетически выраженная форма общения обоих полов. Его значение в современной фазе культурного развития может быть представлено схематически несколькими важными пунктами.

1. Танец как групповая и особенно как парная игра не на сцене, а в жизни создает условия для установления личностного контакта определенного мужчины с определенной женщиной. Эта его естественная функция может играть роль своеобразного исходного момента для ухаживания и любовного признания.

2. Массовые, народные или современные танцы эстетически развивают пластические выразительные формы движения и чувство ритма у мужчины и женщины. При этом танец позволяет подчеркнуть с помощью художественных средств достоинства каждого исполнителя. Такая обстановка облегчает выбор объекта любви, формирование пар. Известное в прошлом «перетанцовывание» в болгарских народных танцах обычно являлось демонстрацией ловкости, активности и силы. Подобного рода состязания в конечном счете повышали престиж победителей.

3. Массовый молодежный танец, исполняемый иногда и представителями старшего поколения, усиливает жизнедеятельность организма. Ритм танца может вызывать «обмен энергией», невидимое психическое взаимодействие обоих партнеров.

Исторически это общение мужчины и женщины в ганце развивается и совершенствуется. Оно связано с традициями каждого народа, с национальными особенностями его психического склада и его культуры.

Утонченность и сложность быстрой веселой рученицы и других танцев в Болгарии свидетельствует о важности их социальной функции. В связи с этим определенный интерес представляет исследования С. С. Бобчевым болгарских обычаев в 80-е годы прошлом века. На вопрос о том, где происходит знакомство Я зарождается любовь, множество анкетируемых из сел округов Казанлыка, Добрича, Смоляна, Русе, Стара Загоры, Копривштицы и ряда других местностей сообщили, что главным образом на посиделках и танцах. В одном из ответов сказано: «Когда парню понравится красивая девушка, он смотрит, чтобы девушка в хороводе, прокрутившись, оказалась против него, а тогда и он вступает в хоровод рядом с нею»

В Болгарии существует и народная традиция так называемого «перетанцовывания» в рученице. Юноша и девушка становятся друг против друга и начинаю соревнование. Танец быстрый, грациозный, требующий больших сил. По обычаю, если юноша перетанцует девушку, то она станет его избранницей. Это дерзкая проверка выносливости и силы, красивое сочетание ритма и чувства, веселой игры и лукавого поддразнивания.

Современные танцы, очевидно, также выполняют определенную социально-культурную роль. Эти массовые танцы создают особо приятную атмосферу в отношениях, когда мужчина и женщина кажутся друг другу красивее, а их признание во взаимности может осуществиться в более артистической форме.

Музыка также оказывает большое эстетическое воздействие на совместную жизнь мужчины и женщины. Ее волшебная сила спонтанно оказывается созвучной с глубоко интимным миром любви. Аристотель указывал, что музыка «в состоянии образовать душу человека», «приучая ее наслаждаться чистым удовольствием», развивает «нравственные наклонности». Соединяя приятное с прекрасным в единое целое, она наполняет грудь «энтузиазмом». Под ее влиянием., пишет он, мы, люди, «истинно любим или ненавидим».

Сила музыки заключается в ее изумительной способности затрагивать сокровенные струны души человека, облекая в прекрасные сочетания тонов, ритма и мелодии его мысли и чувства. Гегель рассматривает это искусство как одну из форм реализации романтического порыва сознания, как эстетическое преодоление телесности, ее чисто чувственных свойств. Он говорит, что музыка создает интимность и одухотворенность материи, что в своей имманентной тональной форме она выражает все «особенные» чувства «и все оттенки радости, веселья, шутки, каприза, восторга и ликования души», наконец, благоговение», преклонение, любовь и т. п.

Без этого искусства немыслима история совершенствования и обогащения отношений мужчины и женщины ценностями духовной культуры. Музыка придает большую утонченность и красоту любовным чувствам и стремлениям, растворяет сознание в атмосфере игры звуков, тонального волшебства.

С первых своих шагов на земле человек рассматривает музыкальное искусство как волшебную, дарованную свыше таинственную силу. Он связывает ее воздействие с культом окружающей его незнакомой природы, с религиозными обрядами, со светом надежды и опиумом веры. Музыкальное искусство (сначала только вокальное, а потом и инструментальное) глубоко пронизывает ритуалы, передаваемые из поколения в поколение традиции. Оно становится постоянным выразителем и атрибутом праздничного настроения, торжественной обстановки.

Но постепенно в Древнем Египте, а позднее и в Древней Греции, возникает светская музыка. Прогрессирующее развитие вокальной и инструментальной эстетики и культуры от чистого, фантастически причудливого звучания флейт и арф в эпоху рабовладения до страстного лиризма канцонет и мадригалов мечтательных трубадуров эпохи феодализма, от камерных сонат и монодий, исполняемых цимбалами и органом в XVI веке, до классических опер, симфоний, квартетов и концертов Баха, Моцарта и Бетховена, от нежного романтизма произведений Вебера, Шуберта, Листа, Шопена до современной полифонической оперной, концертной, фольклорной, танцевальной и эстрадной музыки — все это отражает путь эстетического возвышения человека, одновременно являющийся и путем облагораживания и совершенствования любовных отношений.

Мужчина и женщина, будучи влюбленными, непроизвольно обращаются к музыке. Она доставляет им эстетическое удовольствие, соответствующее уровню их развития и культуры.

Гейне во «Флорентийских ночах» описывает очаровательных женщин Италии. Они становятся «прекрасны.., когда музыка освещает их лица». «Кто умеет читать, тот прочтет тогда на их прекрасных лицах очень много приятных и интересных вещей: рассказы не менее замечательные, чем новеллы Боккаччо, чувства не менее нежные, чем сонеты Петрарки, капризные, причудливые, как октавы Ариосто».

Однако оперная и концертная музыка не являются самыми распространенными формами музыкального творчества. В наше время они уступают в этом отношении эстрадной и танцевальной музыке, ставшим уже частью повседневного быта людей, особенно молодежи, наиболее доступным массовым искусством.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!