любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Эстетизация отношений ⇒ Магия сопереживания

Магия сопереживания

Говоря о глубоком эстетическом воздействии художественной литературы с ее образностью, эмоциональностью и метафоричностью на интимные отношения мужчины и женщины, необходимо подчеркнуть здесь роль так называемого внутреннего сопереживания как определенного аспекта социальной функции литературного творчества. При такого рода коммуникации в сознании воспринимающего возникает эстетический резонанс художественно описанной ситуации. По существу, речь идет здесь о предрасположенности, об особой эмоциональной настроенности механизмов его поведения на реализацию подобных действий в аналогичной обстановке.

Само искусство создается посредством сопереживания. Писатель не созерцает бесстрастно действия людей, он не наблюдатель, а непосредственный участник социальной жизни. «Будучи только наблюдательным, — пишет И. Эренбург, — писатель может прекрасно описать внешность героев, их поступки, показать быт, нравы, но для раскрытия внутреннего мира персонажей нужно нечто иное. Для перевоплощения мало таланта и фантазии, требуется душевный опыт, ибо собственные переживания, разумеется, осознанные писателем, — ключи к пониманию переживаний других».

Эстетическое сопереживание любви происходит как глубокое проникновение человека в образы и ситуации волшебного, полного прекрасных грез мира художественной литературы. Магия искусства трогает сердца, окрыляет воображение, создает эстетическую атмосферу любви, одухотворяет стремления влюбленных.

В «Божественной комедии» Данте Франческа да Римини рассказывает ему печальную историю своего грехопадения. Франческа была выдана замуж за хромого и безобразного Джанчотто Малатесту. Но ее пленила красота его брата Паоло. Вдвоем они с увлечением читали роман о Ланселоте и его любви к королеве Гиневре.

Чуть мы прочли о том, как он лобзаньем

Прильнул к улыбке дорогого рта,

Тот, с кем навек я скована терзаньем,

Поцеловал, дрожа, мои уста.

И книга стала нашим Галеотом!

Никто из нас не дочитал листа.

(Перевод М. Лозинского)

Художественная литература развивает языковую культуру, обогащает словарь влюбленных, развивает красоту и изящество слога. Таким образом, тончайшие душевные движения в процессе общения могут найти наиболее удачную форму выражения.

Гёте признается, что ему помогал переносить горечь утрат его «поэтический дар» с его богатыми «целебными силами».

Особенно глубокую, эмоционально активизирующую и облагораживающую роль в развитии отношений мужчины и женщины с античных времен и до наших дней играет театральное искусство. Это искусство в значительной степени носит интегральный характер, поскольку оно сочетает литературу, искусство сценического движения, живопись (декорации, грим), иногда танцы, музыку и др.

Эмоционально-воспитательное воздействие театрального искусства имеет большее значение. Театральное искусство создает особую эмоциональную обстановку эстетического сопереживания волнениям и заботам героев спектаклей.

Искусство актерского перевоплощения обогащает не только идейно-эстетическую и нравственную культуру зрителей и слушателей, но и развивает артистизм их собственных взаимоотношений, способствует духовной утонченности, элегантности и красоте манер и поведения.

Искусство не только эстетически отражает, но и духовно воссоздает действительность. Таким образом, оно создает новый мир, который радует сознание, дает импульс чувствам, покоряет своей художественной красотой и совершенством.

Монтень пишет в «Опытах», что богиню любви и красоты Венеру повсюду сопровождают музы. «...А кто заставит любовь отказаться от общения с поэзией и от ее помощи и услуг, тот лишит ее наиболее действенного оружия».

Кажется, что влюбленный обладает видением живописца, тонким изяществом кисти Леонардо или Рафаэля, Тициана или Веронезе. Он живет в царстве эстетического созерцания, преобразуя земной облик возлюбленной в возвышенный образ прекрасного идеала.

Любовь всегда страстная, патетическая эстетизация отношений между мужчиной и женщиной. Ее окрыленность, ее легкие, воздушные, устремленные к счастью шаги — это пульсирующий ритм крови, ее слова — высокая поэзия, они звучат чарующей музыкой, ее взгляды — сияние света.



любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!