Сладость греха
Вершиной вершин зрелого Возрождения является творчество Шекспира. Шекспир — этот Овидий Ренессанса— в сонетах, в поэмах «Венера и Адонис» и «Лукреция» воспевает любовь, полную сияния солнца, весенней свежести цветов.
Комедии и драмы Шекспира отражают духовную глубину, нравственную зрелость человека, сформировавшегося в ходе многовековой истории, сохранившего, развившего и гармонически сочетавшего в своем творчестве все лучшие традиции эллинского культа естественной прелести тела, духовной самоуглубленности раннехристианской поэтики, лирической экзальтации провансальских трубадуров, рыцарского отношения к «прекрасной даме», нравственного самоконтроля английских квакеров, предвозвестившего дух Просвещения, рационализма и романтизма будущего времени. Неисчерпаемые богатства творений, вышедших из-под пера этого волшебника слова, воспитывают и завораживают многие поколения людей великой мудростью и вечно живым чувством, светом гуманных идей, эстетических открытий, глубокой силой нравственного катарсиса, высокой культурой эмоциональной жизни, исключительной многосторонностью художественного воздействия.
Шекспир, как никто другой до него в литературе, по эстетическим законам отобразил многообразие любовных переживаний, со всеми их «вариантами» и «разновидностями», связанными с конкретными историческими условиями, характером той или иной среды и внутренними индивидуальными особенностями психики людей. Испепеляющая, южная страсть Антония и Клеопатры, обреченность чистой и нежной любви Ромео и Джульетты, задорно-эротические отношения Протея и Джулии («Два веронца»), эпикурейство Фальстафа («Виндзорские насмешницы»), сказочная романтичность отношений Фердинанда и Миранды («Буря»), безоблачная, доверчивая дружба Джессики и Лоренцо («Венецианский купец»), взрывы ревности Отелло, Постума («Цимбелин») и пр.— таков социальный диапазон и психологический колорит взаимоотношений мужчины и женщины у Шекспира. Именно эта богатая сюжетная поливариантность художественного отображения любви вызывает столь широкий резонанс в сознании людей.
В произведениях Шекспира, особенно в его трагедиях, бушуют огненные страсти. Любовь часто возникает «с первого взгляда», подобно молнии. Она потрясает сознание и изменяет характер человека.
Шекспир не создает какого-либо стандарта человеческих интимных отношений. Многоцветие и глубина любви между мужчиной и женщиной в его произведениях свидетельствуют о неисчерпаемых возможностях эмоциональных проявлений человека. Колористическая гамма художественно воссоздаваемых Шекспиром любовных чувств необычайно богата: кокетство, стыдливость, нежность, восхищение, доверие, преданность, рыцарственность, самоотверженность, бесстрашие, тонкая чувствительность и пр.
Страстность интимных чувств не превращает героев Шекспира в необузданных животных. Они в большей или меньшей степени подчиняются законам нравственной ответственности и нормам красоты. Шекспир в эстетически совершенной форме воплощает философскую идею духовной гармонии человека Возрождения. Он находит оптимальную меру человеческих отношений и достигает высокого уровня эмоциональной культуры.
Вот почему так чарующе прекрасна любовь, изображенная в его комедиях и драмах. Мужчины и женщины, испытывающие это чувство, полны особой привлекательности и внутренней красоты. Даже постоянно пьяный Джон Фальстаф в «Генрихе IV» не составляет исключения. Этот грешный толстый рыцарь сладострастия столь полон жизни, столь непосредствен и «чистосердечно безнравствен» по натуре, что, по словам Тэна, он «перестает быть безнравственным» в наших глазах.
Шекспир защищает достоинство личности в ее эмоциональных проявлениях. Особенно интересна в этом отношении его пьеса «Мера за меру». По мнению некоторых исследователей, здесь идеализируется монашеское целомудрие девушки, проповедуется квакерский взгляд на проблему взаимоотношения полов.
Действительно, Изабелла хочет стать монахиней, но делает она это только потому, что не видит другой возможности отказать графу Анджело, предложившему ей ценой своей чести спасти брата, находящегося в тюрьме. Центром драмы не является проповедь абсолютного целомудрия; в конце концов Изабелла становится женой герцога Винченцио, защитника справедливости. В драме выдвигается более жизненная и достойная идея — сохранение красоты отношений, освящение права человека свободно распоряжаться своими чувствами, не жертвуя этой свободой даже во имя спасения чьей-либо жизни. Поэтому Изабелла, отнюдь не жестокосердная, находит в себе силы произнести приговор:
Умри, мой брат! Сестра, живи чиста:
Ведь больше брата наша чистота!
(Перевод М. Зенкевича)
Совершенство художественного перевоплощения любви у Шекспира, ее идеализации как физического и духовного соединения мужчины и женщины на пути к счастью, не лишает ее осязательности, жизненной полноты. Высоким достижением этого эстетического волшебства является трагедия «Ромео и Джульетта». Любовь в этой трагедии — самая чистая поэзия, священнодействие чувств, чудодейственная музыка сердца.. Трагическая смерть Ромео и Джульетты освящает в храме искусства эстетическую и моральную ценность любви. Этот гимн любви продолжает звучать в веках.
От времен Шекспира до наших дней произведения художественной литературы наряду с другими аспектами социального бытия человека все глубже отражают растущую культуру его интимной жизни. Они способствуют ее постоянному углублению и развитию, обогащению духовной атмосферы, в которой природа осуществляет воспроизводство поколений людей.