Мнимая платоническая любовь
Нередко психические расстройства, которые бесспорно являются продуктом ряда сложных факторов (наследственности, религиозных внушений, деформации социальной жизни и пр., имеют и вполне определенную подоплеку: объективно они объясняются столкновением двух противо
положных моментов — неудовлетворенного полового влечения и сознания греховности этой могучей жажды жизни.
При этом больные испытывают чувство, что они охвачены нечистой силой, что в них каким-то образом проник чужой и опасный дух искушения, нашептывающий «грязные слова», возбуждающий греховные желания, рисующий перед глазами кошмарные эротические картины. Борьба с собственным инстинктом приобретает иллюзорный характер столкновения с чуждой, проникающей извне демонической силой. Это форма особого раздвоения человека и распада личности под влиянием мучительной коллизии сознания. Примеры такого «религиозно-эротического сумасшествия» приводит швейцарский психиатр Форель.
Факты показывают, что половой инстинкт — это могущественная сила, подчиняющая себе и тех, кто, лицемерно или искренне заблуждаясь, пытается его отрицать.
Обычно религиозные фанатики — люди жестокие, лишенные какой бы то ни было эмоциональной жизненной теплоты. Им свойственна суровая прямолинейность мышления, свидетельствующая об отрыве от жизни, от ее радостей и красоты.
В «Монахине» Дидро достоверно описал эту вызванную стремлением к целомудрию деформацию мышления. Указывая на психические отклонения монахинь, ставших жертвами католической религии, он делает вывод: «Вот результат монастырского уединения. Человек рожден для общества. Оторвите его от него, изолируйте — и мысли его придут в расстройство, характер извратится, тысяча смешных страстей поднимется в сердце».
Порой утверждают, что «платоническая любовь» существует, поскольку каждому известны конкретные случаи проявления чувства женщины к мужчине или мужчины к женщине без какого бы то ни было физического, сексуального контакта.
В связи с этим следует четко разграничить два вопроса: а) существует ли любовь мужчины к женщине и женщины к мужчине, которая возникает не на основе полового влечения; б) может ли человек испытывать любовь, не вкусив «яблока запрета», то есть до осуществления полового акта? На первый вопрос наука в принципе отвечает отрицательно, на второй — положительно. В более ясной и конкретной форме эти проблемы можно интерпретировать следующим образом.
Платоническая, внефизиологическая, «эфемерная» любовь между мужчиной и женщиной, то есть любовь без объективно действующего полового влечения, в рамках социальной жизни не существует. Человек может в данный момент не осознавать существующего полового влечения. Однако возможен и более сложный, достаточно распространенный вариант. Человек может осознавать половое влечение, но не доходить до совершения полового акта или даже до объятий и поцелуев. Этот вариант обычно характерен для первой, чисто эмоциональной и до некоторой степени самоцельной эстетической фазы любви.
Возникшее чувство не требует немедленного осуществления полового акта. Любовь, естественно, возникает прежде всего в высшей сфере идеализации. Таким образом, создается иллюзия, что ничего общего с инстинктом продолжения рода, с половым влечением любовь не имеет. Но влюбленный, как активный субъект, рано или поздно начинает испытывать, хотя и в завуалированной форме, половое влечение. Он все конкретнее и действеннее стремится к половой близости. Подобно героям Анатоля Франса в его «Восстании ангелов» влюбленный спускается с неба и находит земную женщину, ради обладания которой он согласен принять на себя грех.
В некоторых случаях на протяжении нескольких лет, а иногда в продолжение всего периода любви половая близость может оставаться практически не осуществленной в силу различных объективных или субъективных жизненных препятствий: недостаточной зрелости (в ранней юности), социальных запретов, отсутствия взаимности у одной из сторон, моральных предрассудков, разлуки, наступления старости и т. д.