любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Выбор объекта любви ⇒ Целостность восприятия

Целостность восприятия


При этом привлекательные для индивида черты по законам иррадиации неизбежно начинают словно бы испускать лучи, их влияние путем рассеивания и переноса с одной формы на другую распространяется на остальные компоненты. В человеческой психике постепенно возникают ассоциативные связи при одновременном восприятии близких атрибутов объекта любовных чувств.

Изменения естественного, природного полового «вкуса» могут произойти и в силу известных социально-этических причин. Так, мы можем наблюдать, что человек, занимающий высокое общественное положение, окруженный ореолом славы, завоевавший признание в политической, военной, научной, художественной или другой сферах, становится притягательным объектом для многих женщин. Духовное обаяние этого человека придает какую-то внутреннюю гармоничность даже его непривлекательным внешним чертам, в том числе и его очевидным физическим недостаткам. Вкус женщин, ставших его поклонницами, частично меняет определенные аспекты своей первичной индивидуальной специфики.

Обаяние великих артистов, музыкантов, писателей, несомненно, делает их внешний облик более привлекательным. Существуют гётевские, байроновские, пушкинские образцы мужественности. Духовный магнетизм Бальзака превращает в достоинства недостатки его внешности, даже его чрезмерную полноту. В то же время духовное неприятие, антипатия постепенно распространяются и на внешние физические признаки человека.

Объективное значение индивидуальных качеств для любовного притяжения полов можно рассматривать, сгруппировав их по признаку телесной и духовной красоты. Первый комплекс охватывает то, что мы называем внешней привлекательностью, второй — то, что обозначается как внутренняя, духовная привлекательность мужчины и женщины. Какая группа индивидуальных качеств имеет решающее значение? Современные авторы склонны отдавать предпочтение духовной красоте. Но такой путь приводит к односторонней социологизации половой любви.

Возможно, что какая-нибудь женщина полюбит мужчину, даже если он практически не выказывает признаков трудолюбия. В некоторых случаях мужчина любит женщину внешне привлекательную, но не блещущую никакими социально ценными достоинствами. В таких странных вариантах, которых в жизни немало, «внутренние», моральные факторы противодействуют чувствам и подтачивают отношения, но все же чаще они второстепенны.

Напротив, «внешняя непривлекательность» человека может оказаться решающей в ситуациях любовного выбора. Ее нелегко компенсировать и самым богатым набором духовных (моральных) и прочих достоинств. Именно о такой противоречивости отношений пишет в своих «Опытах» Монтень: «Впрочем, я отнюдь не пренебрегал духовными качествами, однако ж при том условии, по совести говоря, если бы оказалось, что надо обязательно... выбирать между духовной и телесной красотой, я предпочел бы скорее пренебречь красотой духовной: она нужна для других, лучших вещей; но если дело идет о любви, той самой любви, которая теснее всего связана со зрением и осязанием, то можно достигнуть кое-чего и без духовных прелестей, но ничего без телесных».

Монтень довольно пренебрежительно отзывается здесь о высших мотивах полового притяжения мужчины и женщины. И тем не менее нельзя не согласиться с ним, что роль «внешней привлекательности» человека достаточно велика. Вообще без «внешней привлекательности» (как отражения и некоторых внутренних качеств) любовь невозможна.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!