любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Безумие и разум ⇒ Безумная или разумная?

Безумная или разумная?


Любовь объединяет разум и неразумность, инстинкт и духовную красоту. Жизненная сила этого влечения постоянно облагораживается с развитием цивилизации.

Но в то же время абсолютно иррациональная, неразумная любовь отрицает человеческое в человеке. Лишенная сознательности, она фактически будет не любовью, а необузданной, инстинктивной, слепой и дикой страстью обезумевших животных.

Половое влечение мужчины и женщины возникает спонтанно. И все-таки его можно воспитывать. «Для любви, пишет Белинский, нужно разумное содержание, как масло для поддержания огня». Человек осознает свои житейские поступки. Подлинная любовь должна опираться на «взаимное уважение, на человеческое достоинство, а не только на каприз чувств и прихоти сердца».

Тем не менее о противоположности составляющих любовь компонентов не следует забывать. Ее жизненную силу нельзя объяснить теоретически только нравственными нормами взаимного уважения любящих.

Степан Щипачев в своем стихотворении «Сердце и рассудок» писал:

Пожалуй, в этом разговоре

стушуешься и ты, мой стих.

Когда рассудок с сердцем в споре,

кому довериться из них?

Поверить сердцу? Но известно —

оно доверчиво в любви:

ему в груди вдруг станет тесно,

лишь имя милой назови.

Рассудку? Верно, он построже,

решая, все в расчет возьмет.

Но что сказать рассудок может,

когда он сердца не поймет?

Настоящая любовь — это романтическое и сказочное странствие по запутанным, заколдованным тропинкам разума и безумия. Ее сущность определяется взаимодействием биологических, эстетических, нравственных и психологических ценностей личности.

Неразумность и разум в их взаимопроникновении составляют, можно сказать, опьяняющий любовный напиток. Взаимное влечение полов, эстетизация чувства, мечты и т. п. смешиваются в любви в различных пропорциях. Шекспир писал:

Любовь — недуг. Моя душа больна

Томительной неутолимой жаждой.

Того же яда требует она,

Который отравил ее однажды.

Мой разум-врач любовь мою лечил.

Она отвергла травы и коренья,

И бедный лекарь выбился из сил

И нас покинул, потеряв терпенье.

Отныне мой недуг неизлечим.

Душа ни в чем покоя не находит.

Покинутые разумом моим,

И чувства и слова по воле бродят.

И долго мне, лишенному ума,

Казался раем ад, а светом — тьма!

(Перевод С. Маршака)

Любовь — это инстинкт и мысль, безумие и разум, стихийность и сознательность, буйство крови и культура нравственных норм, полнота ощущений и полет фантазии, жестокость и милосердие, насыщение и жажда, созерцание и желание, мучение и радость, боль и наслаждение, свет и тьма. Любовь объединяет в себе целый спектр человеческих переживаний.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!