Эмоциональность
Ревность — сложное душевное переживание влюбленного. Это чувство у разных людей имеет весьма различные оттенки. Оно болезненно ранит сознание и может являться выражением таких элементарных переживаний, как оскорбленное пренебрежением самолюбие, как чувство неудовлетворенности из-за отсутствия любимого человека или неблагоприятных обстоятельств, как сожаление о потерянном, как привязанность, а иногда и ненависть к объекту влечения, как неприязнь к виновнику твоих страданий.
Многие этики определяют ревность как эгоизм в половых отношениях. Естественные проявления этого чувства — гнев, сожаление, обман, ложь и т. п. Оно плод традиции преимущественного права мужчины перед женщиной.
Лафарг обосновывал подобную концепцию исторически. По его мнению, мужская ревность имеет экономические, социальные корни в классовом обществе. Она существует как «разновидность чувства собственности». Трудно отрицать наличие связи между ревностью и мужским правом, моральными аспектами собственности. Однако этот вопрос очень сложен. Его нельзя рассматривать только в рамках взаимоотношений экономического базиса и надстройки.
Не все виды ревности можно охарактеризовать как «варварское чувство», «наследие животных», «эгоизм» и т. п. Такой ряд характеристик неправомерно обобщает определенные житейские случаи. Настоящая любовь не исключает известных эмоций, которые можно отнести к сфере половой ревности. Фактически по своему содержанию, по смыслу оба понятия частично совпадают.
В поэме «Венера и Адонис» Шекспир восклицает: «Там, где царит Любовь,— по доброй воле смутьянка Ревность стражем состоит», «доносчица, шпионка роковая, источник распрей, сплетен и тревог», «то лжи, то правды вестница».
Лопе де Вега пишет, что ревность — это «небес награда», «она любви дана в залог», как «тень», знаменующая приход большого чувства. Диана в комедии «Собака на сене» признается: «Бог любви хитер... я потому люблю, что я ревную...»
Герой Бомарше, живой и веселый Фигаро, безошибочно открывает любовные чувства Сюзанны по ее ревности. И он, без сомнения, имеет право воскликнуть перед носителями фальши и лицемерия: «Да здравствует ревность!»
Очевидно, ревность имеет разные, даже контрастные формы проявления. Это заставило три века назад Лабрюйера различать несправедливую, безосновательную и справедливую, естественную ревность. Первая отталкивается от нелепых подозрений, вторая исходит из «неуверенности».
Вопрос этот недостаточно исследован с точки зрения этики и социологии. И все-таки мы можем научно разграничить ревность как естественную эмоцию, как некое проявление духовной культуры влюбленного человека (мужчины или женщины) и ревность как эгоистический комплекс, как «варварское чувство», как дикую зоологическую ненависть и недоверие к человеку. Оба эти проявления ревности имеют место в действительности. Эгоистическая ревность, присущая некоторым людям, может быть названа ревнивостью. Порывы гнева и подозрительности, эгоизма и ненависти травмируют любовь и убивают жизнеспособность интимных чувств.
Ревнивость социально и психологически обусловлена. Ее корни прежде всего следует искать в мещанском воспитании, в частнособственническом отношении к объекту любви, в существовании деформированных представлений о достоинстве мужчины и женщины, в самоизоляции некоторых людей, в их чрезмерной чувствительности и т. п. Иногда ревнивость возбуждается и чисто патогенными факторами: сильное расстройство нервной системы, появление упорных, навязчивых комплексов, влечение к садизму и т. д. Анализ этого ненормального явления половой жизни всегда должен быть конкретен и индивидуален.