Многообразие половой любви
Чтобы всегда видеть все «как бы заново», необходимо, во-первых, чтобы объект чувств обладал духовным богатством и умением быть неисчерпаемым, тогда постоянное восприятие его будет волнующей тайной; во-вторых, необходимы умение видеть, сила воображения, тонкость души у любящего. Без этого целостного гармонического сочетания качеств даже самая пламенная любовь обречена на гибель.
Любовь требует постоянства, устойчивости качеств любимого человека и одновременно их пластичности, непрерывных перемен. Она освящает традицию, привычку, но жаждет идеальной красоты, совершенствования жизни, культуры отношений.
Тайна неувядающей любви заключена в большой степени в общем динамизме личности, в ее постоянном развитии, в богатстве ситуаций, в совершенствовании мыслей и чувств, в вечном обновлении сознания. Застой губит счастье, превращает прозрачные воды в болото, радость и очарование — в досаду. Скучное однообразие жизни убивает трепет любви, разрушает золотые узоры идеализации.
Но есть и другие обстоятельства, которые в конечном итоге уничтожают самое нежное чувство. Любовь погибает от пошлости, от животной обнаженности, от обесценения стыдливости, от безумия страсти, от вакханалии инстинкта, от недостатка человечности, от нравственных коллизий, от прозы быта.
Отсутствие глубокого эмоционального и вообще духовного содержания обесценивает любовь. Она постепенно сводится к общению полулюдей-полуживотных. В романе «Фромон младший и Рислер старший» Альфонс Доде описывает такую нелепую и фальшивую псевдолюбовь. «Рислер, — пишет Доде, — так нелепо выражал свою влюбленность: он играл с женой, как с куклой, — то ущипнет ее за щеку или за подбородок, то вертится вокруг нее с криками «Агу!», или же смотрит на нее большими умильными глазами, как преданный ласковый пес. Она стыдилась этой глупой любви, превращавшей ее в подобие фарфоровой безделушки».
Только духовное богатство может спасти интимные чувства от деградации. В противном случае место любви занимает животный биологический инстинкт.