Зрение
Яркие и нежные тона, находящиеся в соответствии с неповторимой индивидуальностью облика человека, несомненно усиливают влияние зрительного аспекта в комплексном и непосредственном половом воздействии внешности. В силу врожденных способностей прекрасный пол интуитивно приходит к изящному манипулированию в целях искусственного создания красоты. Кожа становится более упругой и нежной, губы более красными, пеки — более заметными, ресницы — более яркими, длинными. То, что не удалось природе, достигается искусством косметики.
Для того чтобы соответствовать взыскательности мужского взгляда, мужских сексуально-эстетических, ассоциативно-визуальных потребностей, женщина призывает на помощь искусство косметики, причуды и капризы моды, свое врожденное артистическое дарование, достижения психологической науки и прикладного искусства. Она всегда легко находит тона и формы красоты, нюансы разнообразия, меру зрительно-эстетической гармонии, богатство утонченных раздражителей. Эта алхимия красоты женского тела творит чудеса. Мода также открывает здесь большие возможности. Ее развитие свидетельствует о неисчерпаемой изобретательности женщин и бесконечном легковерии мужчин.
Мода обычно подчеркивает эрогенные зоны тела, вызывает особенно пластическое, целостное представление о качествах объекта интимных чувств. Ее разнообразие ошеломляет. Весь этот праздник искусства и суетности триумфально шествует от эпохи к эпохе — ради эстетического и полового воспитания человека и для удовлетворения мужских взглядов.
В романе «Шагреневая кожа» Бальзак дает яркую картину ослепительного сияния красок и форм, фантастического богатства нарядов: «При свете горящих в золотой люстре свечей вокруг стола, уставленного золоченым серебром, группа женщин внезапно предстала перед остолбеневшими гостями, у которых глаза заискрились, как бриллианты. Богатыми были их уборы, но еще богаче — ослепительная женская красота, перед которой меркли все чудеса этого дворца. Страстные взоры дев, пленительных, как феи, сверкали ярче потоков света, зажигавшего отблески на штофных обоях, на белизне мрамора и красивых выпуклостях бронзы. Сердца пламенели при виде развевающихся локонов и по-разному привлекательных, по-разному характерных поз. Глаза окидывали изумленным взглядом пеструю гирлянду цветов, вперемежку с сапфирами, рубинами и кораллами, цепь черных ожерелий на белоснежных шеях, легкие шарфы, колыхающиеся, как пламя маяка, горделивые тюрбаны, соблазнительно скромные туники...
Этот сераль обольщал любые взоры, услаждая любые прихоти».
Что касается лица человека, то наиболее целостным, глубоким и содержательным является здесь воздействие глаз. Их духовная сила и красота не раз воспевались как в прозе, так и в поэзии. Глаза наиболее непосредственно и глубоко интимно выражают состояние и душевные движения человека. Они создают душевный контакт, невидимую эмоциональную атмосферу, способствуют молчаливому диалогу, таинственному интуитивному взаимопроникновению сердец. Глаза обыкновенно являются первым спонтанным выразителем чувств.