Любовь и красота
Нельзя отрицать связь красоты с совершенством и мерой» биологического вида. В поэме Шекспира «Венера и Адонис» так описывается прекрасный конь:
Так этот конь всех превосходит рвеньем
Повадкой, мастью, костью и сложеньем.
Коротки бабки стройных, крепких ног;
Копыта круглы; густы, длинны щетки;
Глаз полон, грудь могуча, круп широк,
Мала головка, ушки же коротки.
(Перевод А. Курошевой)
Невозможно представить себе красоту какого-либо живого существа, пренебрегая «мерой» биологического вида. Горбатый конь с отвислым животом и деформированными ногами оскорбляет наше эстетическое чувство.
Биологическая «видовая мера», или, условно говоря, первичная красота, в большой степени относится и к человеку. Для него она имеет две характерные половые модификации. Красота женщины — в полном жизни излучении ее кожи, в свежести лица, упругой округлой груди, и гибкой стройности тела, в гармонической целесообразности ее форм как матери жизни. Овидий описывает эту божественно прекрасную фигуру, воспевая прекрасную Клену или лучезарную Афродиту. Тело красивой женщины — идеал древних — нежное, белое, стройное, полное соков, совершенное в пропорциях.
Эта нежность является формой жизненности и проявлением совершенства. Прекрасная женщина в глазах народа обладает подчеркнутыми ценностями физиологической и анатомической структуры. Она, по словам Гюйо, должна быть «высокой, сильной, румяной... с полными формами, чтобы лучше всего удовлетворить половой инстинкт».
У народа есть непосредственное чутье по отношению к этой биологической функции женщины, к ее предназначению осуществлять потенциальное бессмертие человека, воспроизводить потомство. Именно поэтому его основные критерии эстетизации всегда глубочайшим образом связаны с нормами «физиологической полезности» для рода.
Мужская красота имеет другую специфическую меру видового и полового совершенства. Ее образцы представлены с большой эстетической жизненностью в гениальных произведениях искусства, это — Гектор, Аякс, Одиссей, Ахилл, Агамемнон, Эней, Роланд, Давид и др. Объектами эстетизации у мужчины могут быть четко очерченные формы лица, гармоничная стройность тела, крепкая мускулатура, выпуклая широкая и массивная грудная клетка, стремительность и твердость походки.
Эстетизация мужских и женских атрибутов, воплощающих видовую меру, обращена к самым совершенным достижениям эволюции. Но красота — это не просто само по себе мужское или женское тело как материальная структура с заданными физическими свойствами. Она содержит и социальные, духовные компоненты. Человек — мыслящее, разумное существо. Эстетизация всегда объединяет тело и сознание, телесные и духовные качества. Лоренцо Валла подчеркивает, что красота тела не исходит из его материи, его плотности и внешних форм. Она всегда как бы светится изнутри, как излучение духа, или ассоциируется с высшими порывами человеческого сознания.
Согласно древнегреческой легенде, кипрский скульптор Пигмалион изваял из слоновой кости статую прекрасной женщины с лучезарным лицом — Галатею. Он влюбился в свое творение, обнимал ее холодные колени. Тронутая страданиями Пигмалиона Афродита вдохнула душу в Галатею, ибо без этого одухотворения плоти живая прелесть человека несовершенна, неполна.