любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Выбор объекта любви ⇒ Незаменимый — незаменима

Незаменимый — незаменима


Можно обобщить сказанное. Сколько бы любовных приключений ни пережил мужчина, в его сознании обычно навсегда остается одна не заменимая никем женщина. Невозможность реализации «коронной любви» к ней в большинстве жизненных ситуаций обычно является серьезной причиной его непостоянства и легкомысленного отношения к объектам полового влечения. То же полностью относится и к женщине как субъекту любовных чувств.

Иногда иллюзорное сознание создает собирательный, почти искусственно персонифицированный тип мужчины или женщины как химерического объекта полового влечения.

Но нас интересует, как влияет развитие культуры на индивидуализацию выбора объекта любви в настоящее время. Этот вопрос непосредственно затрагивает перспективу межличностных отношений в социализированной сфере половой жизни.

До 9 сентября 1944 года многие исследователи вопросов сексологии в Болгарии придерживались той точки зрения, что «любовь перестала иметь индивидуальное воплощение». Существовавшая многие века персонификация выбора якобы утратила свою прежнюю силу. «Вместо любви, связанной с объектами-уникумами, — писал Кирил Крыстев, — мы имеем дело с любовью преимущественно как с общим чувством только для себя, которое находит временное и одновременное применение ко многим объектам». Он подчеркивал, что существовавшая веками традиция поисков незаменимого воплощения красоты, «избранника» сердца все больше теряет свое значение. С развитием цивилизации любовь трансформируется в «собирательное проявление» чувств к самым различным объектам. Человек любит родовую сущность другого пола, а не конкретное данное лицо (мужчину или женщину). Современная любовь становится более богатой и всеобъемлющей. Глубокое интимное внимание к определенной личности, ее восприятие в качестве единственного объекта чувств перестало быть обязательным.

К. Крыстев указывал на главные причины исчезновения «индивидуальной любви»: 1) постепенный отход от индивидуализма в современную эпоху, демократизация социальной жизни, уравнивание личностей; 2) большая интимность и близость мужчин и женщин, возросшая культура человека или, другими словами, то, что в конечном итоге лишает избранника, избранницу «волшебного ореола».

Но жизнь не подтвердила эту крайнюю оценку, этот прогноз. Напротив, прослеживается тенденция к утонченности и дифференцированности чувства любви. Обогащение сознания не ведет к обезличиванию и уравниванию вкусов. Оно делает человека более взыскательным.

Такое понимание, такой подход к проблеме в более широком плане совсем не нов. Еще Д. Юм подчеркивал, что утонченность вкуса благоприятствует любви и дружбе и ограничивает наш выбор немногими людьми. Таким образом, более высокий уровень культуры сопровождается обычно большими трудностями при выборе объекта любви.

Можно сказать, что вкус человека постепенно становится более изысканным, повышаются индивидуальные требования к избраннику. Эта неуклонная прогрессивная тенденция в человеческих взаимоотношениях является существенным моментом в развитии современной культуры.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!