Критерии выбора
Зависимость лоб — психика детально раскрывает Лафатер. Принять на веру все написанное им об этой зависимости невозможно. Общие выводы Лафатера относительно отражения психических особенностей человека в форме лба вызывают критические возражения. Но отдельные характеристики, данные в виде набросков, заслуживают внимания. «Чем более гибки очертания лба, — пишет Лафатер, — тем нежнее и подвижнее характер. Чем прямоугольнее лоб у человека, тем чаще мы сталкиваемся... с решительностью, суровостью». Прямые линии свидетельствуют об упорстве, а изогнутые — о гибкости. «Угловатые лбы с узловатыми выпуклостями всегда говорят о большой энергии, твердости, резкости, активности человека».
Типология лбов, по крайней мере до сих пор, была скорее делом писателей и скульпторов. В этой области интуиции и созерцания, где все еще отсутствует научный подход, накоплено немало наблюдений, представляющих интерес в качестве определенного «сырого» эмпирического материала.
Лоб Гёте — вершина эволюции человека. Он высок, изящно оформлен, с красиво изогнутыми дугами бровей. Чело Ницше «скалисто». Его профиль очерчен резко изломанной линией, лоб нависает над глазами. У Канта лоб высокий, немного суженный с боков, скорее «прямоугольный». Большой, крутой, напряженный лоб Ботева отражает могучую интеллектуальную и волевую силу. Горький отмечал, что в форме головы и лба Ленина было что-то «сократовское», полное огромной мыслительной энергии.
В живом образе человека определенное место занимают и волосы. Их функции могут быть оценены с эстетической и биологической точек зрения. Волосы веками служили определенным фактором взаимного интимного притяжения. Они в большей степени относятся к компонентам, придающим особое очарование женщинам. Тот факт, что волосы всегда были объектом постоянных забот, косметического ухода, отражает их эстетическое значение, столь важное при выборе у человека. Уже в изображениях женщин эпохи палеолита можно заметить примитивное подобие прически. Гораздо позднее аристократки в Египте сооружают сложные прически, следуя принятым нормам. Искусство ухода за волосами, создания причесок, делающих человека, особенно женщин, красивее и привлекательнее, развивается тысячелетиями.
Эстетический вкус уделяет особое внимание как факторам воздействия рукам и ногам человека. Хотя прежде всего человек оценивает важнейшие качества данного лица, а не руки и ноги, сознательно или неосознанно их оценка согласуется с общим восприятием. Иногда она может почти полностью разрушить или значительно улучшить общее впечатление.
Византийский писатель VI века Аристенет говорит об одной красавице: «Я поражен ее прелестью, и мое восхищение ею простирается даже на ее ноги. Ведь ноги, если они хороши, способны некрасивых сделать красивыми».
Даже отпечаток ступни, по мнению А. Франса, может восхитить человека. В «Восстании ангелов» писатель рассказывает, как какой-то исследователь нашел в Фивах ногу мумии чудесной красоты. Нога была столь изящной формы, что ученый влюбился в давно исчезнувшую греческую царевну, оставившую поколениям божественный эталон красоты.