Критерии выбора
Мужчина и женщина обычно предпочитают выбирать объект любви из своей социальной группы, или, как говорят, «своего поля ягоду». Это вопрос реальных возможностей общения и определенных традиций в отношениях. Однако в жизни нередко мужчина или женщина из «высшей» социальной группы вступают в половую или брачную связь с лицом из «низшей», угнетенной группы. В таких случаях эти представители «низшей» социальной группы должны обладать особо ценными качествами. Иначе никак нельзя объяснить преодоление классового барьера, продвижение вверх по социальной лестнице. Так что принадлежность к высшей социальной группе иногда является активизирующим фактором интимных отношений, а принадлежность к более низкой группе обычно имеет в сознании стоящих над ней людей психологическое значение отрицательной индикации.
При социализме полностью ликвидированы антагонистические классы. Преодолевая различия, общество стремится к социальной однородности. Естественно, в такой обстановке социальная принадлежность личности в качестве критерия выбора имеет все меньшее значение. И все же этот фактор в той или иной степени и форме действует и в социалистическом обществе.
Определенное значение при любовном выборе имеет социальный престиж человека. Это относится к общей моральной, политической и другим социальным характеристикам личности.
Говоря о социальном престиже человека, мы подразумеваем под этим оценку его качеств другими людьми. Решающую роль здесь играет общественное мнение. Конкретно (хотя и не исчерпывающе) социальный престиж личности выражается в трех аспектах: популярность человека, привлекательность, авторитет. Соотношение этих показателей обычно имеет специфические варианты.
Социальный престиж личности может возникать как общий результат единичного или комплексного воздействия различных факторов: а) благородства характера, воспитанности; б) интеллекта, эрудиции, таланта; в) решительности действий, волевой организованной силы; г) накопленного опыта работы, овладения специальностью; д) высокого положения; е) контактности и особого дара общения с людьми. Другой вопрос, заслуженна или незаслуженна эта коллективная оценка. В данном случае важно, что она объективно существует.
Роль социального престижа, хотя и в неразвитой форме, проявляется еще у детей. На этой почве у них постепенно возникает известное лидерство. Американский социолог, исследователь микросоциальных групп Д. Морено определял авторитет (социальный престиж) каждой девочки по желанию других девочек сидеть рядом с ней за столом во время обеда. В сущности, это суммированная оценка коллективом данного лица. Социальный престиж человека повышает его ценность в качестве возможного объекта любовного влечения.
В эпоху революций герои, возглавляющие борьбу, окружены особым ореолом. В этой обстановке они обычно вызывают больший интерес, предстают необыкновенными людьми. Их социальный престиж быстро растет, что в конечном итоге увеличивает и их привлекательность. Лица, завоевавшие общественное признание — артисты, писатели, художники, музыканты, политические деятели, ученые, полководцы и т. д., — приобретают и дополнительное преимущество в качестве возможных объектов любви. Привлекает и обаяние их социального престижа в конкретной исторической обстановке.
Благополучие, лучшая жизнь, большие удобства, которые предлагает возможный объект любви, также имеют некоторую реальную ценность в качестве компонента мотивации в общем балансе полового выбора у мужчины и особенно у женщины. Необходимо разобраться в тайном, часто не осознанном проявлении этой объективной, хотя и более скрытой от окружающих зависимости отношений.