Косметика, мода и любовь
Некоторые авторы считают, что в основе моды (особенно женской) лежит извращенность, ненормальность. Мода, по их мнению, обусловлена желанием одних «показать» или подчеркнуть хотя и скрытые под одеждой определенные эрогенные зоны, чтобы с притворной непреднамеренностью оказать сексуальное воздействие, и желание других «увидеть» запрещенную приличиями, возбуждающую и привлекающую взор часть тела, чтобы испытать физическое наслаждение в качестве заменителя естественной половой близости. Эта демонстрация, отвечающая «половому любопытству», аналогична, по Кронфельду, так называемому эксгибиционизму в психопатологии. Его сущность представляет собой инфантильную замену естественной половой связи, или «рудиментарный половой акт».
Нельзя отрицать, что есть женщины, да и мужчины, которые эксгибиционистски извращены и ненормальны. Они выделяются своей постоянной бесцеремонностью в отношениях и создают вокруг себя атмосферу совращения. Их склонность к эротическому обнажению тела, к самому вульгарному нарушению приличий заслуживает однозначной оценки. Но было бы проявлением односторонности и упрощенчества видеть в моде, в этом массовом психологическом феномене, извращенность сознания, эксгибиционизм. Подобная трактовка присуща крайностям психоанализа.
Следует считать вполне естественным желание человека подчеркнуть или выделить с помощью одежды достоинства своего тела в рамках принятых норм общественной благопристойности, с помощью разумных эстетических средств. Другими словами, личность имеет право на внешнее самовыражение в качестве представителя вида гомо сапиенс и определенного пола, не доходя до чисто эротического, грубо сексуального возбуждения представителей другого пола, соблюдая приличия и границы допустимого в данное время и в определенном месте.
В основе своей жизненные функции моды очень сложны. В качестве социального феномена (удовлетворение определенных потребностей в рамках данного общества) она предназначена не только для создания практичных и удобных покровов человеческого тела, но и призвана эстетически воздействовать на выбор объекта любовных чувств. Мода преодолевает стереотип впечатлений от примелькавшихся, привычных форм И цвета одежды. Таким образом, она обогащает внешность человека и воздействует на других людей.
Следовательно, для моды важно появление чего-то нового, иного, способного привлечь внимание прежде всего представителей другого пола. Так, например, когда дамские чулки нежно-золотистого цвета перестают производить особенное впечатление, в моду входят черные чулки. Этот цвет, присущий скорее старости, в других случаях может просто отталкивать. Но когда его начинают носить после надоевших золотистых тонов, он привлекает внимание и становится... эстетичным. Важно, чтобы новые модные чулки бросались в глаза на улице и в общественных местах, контрастируя с цветом, к которому уже привык глаз, и чтобы таким образом красота женских ног привлекала внимание.
То, что вчера выглядело смешным и некрасивым, сегодня торжествует как мера эстетического совершенства, а завтра опять может оказаться отброшенным модой. Важно, чтобы происходили перемены в одежде и прическах, в обуви и украшениях. Таким образом, поддерживается любопытство и повышенный интерес к формам тела, подчеркиваемым линиями и красками этих роскошных, постоянно интригующих воображение искусственных человеческих «перьев».