Косметика, мода и любовь
Подражая моде определенной элиты, человек стремится приобрести новое, дополнительное качество для своей характеристики. Б. Д. Парыгин называет моду «средством компенсации... неудовлетворенного чувства личного достоинства»; цель моды—«вызвать к себе интерес», она выражает стремление человека к «более высокой оценке и потребность в новом опыте и общении». Таковы более или менее явные тенденции рассматриваемого психологического феномена, играющие существенную роль в ситуациях любовного выбора. Женщина, предпочитающая модную одежду, прическу, обувь ит. д., действительно повышает свой престиж не только в собственных глазах, но и в сознании большинства представителей другого пола. Она заботится о производимом ею впечатлении, она подтянута, изысканна. Напротив, женщина (особенно молодая), привыкшая постоянно пренебрегать модой (если только это не связано с отсутствием средств), как правило, невнимательна к своему внешнему виду, неаккуратна. Поэтому она много теряет в своей естественное привлекательности.
В моде, рассматриваемой как форма социально-психологического увлечения, связанного с отношениями полов, потенциально заложены различные возможности: от разумной эстетической меры до необузданной эротичности. Нередко задаются вопросом: где, собственно, границы дозволенного эротизма моды? Мы и сейчас еще не можем дать категоричный ответ на этот вопрос Обычно каждая социальная группа (а иногда и каждая прослойка) стремится утвердить свой критерий допустимого «эротизма» в моде. Пожилые люди всегда соблюдают приличия, они более строги в одежде, а молодежь — более «свободна», «безнравственна». Сельские жители предпочитают более «целомудренную» одежду, скрывающую женскую фигуру, а горожане — одежду, подчеркивающую ее очертания или наводящую на мысль о ее красоте.
Не следует отрицать за модой права удивлять человека своими капризами, безнаказанно подсмеиваться над любой устаревшей традицией, влиять на вкусы людей и формировать каноны мимолетной красоты. В этом отношении возможности для полета фантазии почти безграничны.
Но капризы и сенсационные колебания моды не должны выходить из известных рамок. В принципе это рамки как исторически сложившихся правил приличия, так и биологических параметров человека. Общество вправе не допустить, чтобы мода освободилась от социального контроля и превратилась в средство постоянной эротизации и массового соблазна. Еще одним препятствием являются биологические (в конечном счете, эстетические) параметры вида гомо сапиенс. Мода не вправе деформировать тело человека, причинять вред его здоровью, подчеркивать противоестественные формы и линии, оскорблять его эстетический вкус.
Мода — противоречивое социальное явление. С одной стороны, она формирует унифицированный вкус в одежде, украшениях, обуви и т. д. Эта мода отвечает современному массовому стандартному производству готовой одежды. Несомненно, такая функциональная тенденция развития прогрессивна. Однако, с другой стороны, стандартизация, присущая моде, ограничивает и делает шаблонной индивидуальность. Бесспорно, в этой, иногда очень прихотливой, регламентации вкусов существует тенденция к слепому копированию любой новинки, к обезличиванию человека.