любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Любовь и судьба человека ⇒ Свобода, вдохновение, счастье

Свобода, вдохновение, счастье


Любовь помогает людям разумно использовать возможности свободы. Таким образом, она способствует обогащению духовной культуры. В этой зависимости отношений между людьми определяющую роль играет развитие социальной свободы. Ее рамки исторически свидетельствуют об относительных возможностях реализации любви. Шандор Петефи поэтически отражает градацию ценности этих атрибутов сущности человека.

Любовь и свобода —

Вот все, что мне надо!

Любовь ценою смерти я

Добыть готов,

За вольность я пожертвую

Тобой, любовь.

(Перевод Л Мартынова)

Многие великие мыслители прошлого (философы, социологи, творцы произведений искусства) указывают на огромную действенную роль любви в жизни человека. Любовь способствует глубине его мироощущения, всесторонне стимулирует его жизненные силы. Таким образом, она в определенной степени (различной в каждом отдельном случае) ведет к физическому и духовному расцвету мужчины и женщины.

Предвестник эпохи Ренессанса Данте Алигьери восторженно пишет, что любовь —«небесный свет сродни лучам светила», который «светит разуму». Она открывает простор идеям, духовному развитию общества. Петрарка в «Книге песен» говорит, что истинная любовь — это таинственная сила, поднимающая человека к «светлым высотам».

Руссо считает, что ум влюбленного становится «изощреннее». Любовь —«всепожирающий огонь, он воспламеняет другие чувства... вдыхает в них новые силы... Вот почему говорят, что любовь создавала героев».

Шарль Фурье как экономист определяет производительную функцию любви, включая эту могущественную человеческую силу в экономическую жизнь будущей справедливой общественной системы. «Любовь, — пишет Фурье, — которая при строе цивилизации является зародышем беспорядка, лености и расходов, становится при порядке согласованности источником доходов и производственных чудес».

Связь между любовью и совершенствованием и ускорением трудовой деятельности многократно констатирована. Ван Гог выдвигает максиму: «Кто любит — живет; кто живет — работает». Любовь вызывает у человека подъем физических и духовных сил, состояние готовности к действию, аккумуляцию жизненной энергии.

Но как любовь пробуждает и стимулирует активность и готовность человека к реакции? Эту проблему должна исследовать физиология и психология. Ее решение требует специального изучения человеческой деятельности в связи с развитием отношений между полами. При этом, кроме объективных методов регистрации этих процессов, в данной обстановке существенное значение имеют и субъективные признания людей, которые живут в условиях возвышенной интимной дружбы.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!