Свобода, вдохновение, счастье
Эвдемонисты от Аристотеля и Эпикура до Спинозы, Гельвеция и Гольбаха смотрят на счастье как на личное длительное и разумное удовольствие, как на высшее благо. Они связывают достижение этой главной цели жизни человека с непоколебимой защитой радости на земле.
Ригористы в этике от Платона и Сенеки до Эпиктета и Канта понимают свою высшую нравственную задачу не как личное удовольствие, а как разумное подчинение «судьбе» или долгу. Они направляют сознание на иную, трансцендентальную действительность.
Марксизм преодолевает эти крайности одностороннего метафизического мышления. Он видит в счастье акт гармонического сочетания удовольствия и долга, практическое осуществление связи между «Я» и «другими», возможность удовлетворения личных и общественных интересов. Таким образом, марксизм диалектически, на высоком научном уровне объединяет то, что этики считали несовместимым в продолжение веков.
При такой постановке проблемы становятся еще яснее моменты общности любви и счастья. Вопрос непосредственно касается удовольствия и обязанностей, так как любовь не только приятное и продолжительное личное переживание, но и конкретное осуществление определенной социальной связи на практике. Следовательно, она доставляет наслаждение человеку и в то же время отвечает его чувству долга. Именно эти различные ее аспекты вписываются в психику индивида, создают ощущение личного счастья.
В зависимости от того, как различные люди понимают идеал и свой общественный долг, они неодинаково представляют себе содержание счастья как состояния удовлетворения высших потребностей своего индивидуального существования. Здесь очень важную роль играет личная иерархизация жизненных ценностей. Один человек счастлив, работая в искусстве или в науке, другой — создавая материальные блага, третий — совершая революционные подвиги и т. д. Но в любом случае счастье требует удовлетворения индивидуальных потребностей, имеющих общественное значение. Таким образом, личность выполняет свой высший социальный долг и в то же время полнее всего раскрывает себя.
Любовь, связанная с выполнением социального долга, с плодотворной общественной деятельностью мужчины и женщины, открывает глубочайшие интимные источники интенсивного и длительного удовольствия, заполняющего повседневность. Благодаря этому личная жизнь любящих становится более насыщенной, озаренной красотой, полной радостными чувствами. Любовь играет важную роль в создании особого эмоционального и нравственного состояния внутреннего блаженства личности.
Вообще любовь имеет чудесное свойство повышать для индивида ценность того, к чему она прикоснется. Таким образом, она раскрывает новый, более высокий смысл прозаической повседневности человека.
В «Триумфе любви» Шиллер поэтически выражает субъективное осознание этого состояния человека.
Счастливы любовью
Боги,— и любовью
Равны мы богам!
Где любовь — небесней
Небо и земля там
Ближе к небесам.
(Перевод А. Кочеткова)
В условиях социализма любовь рождается в непосредственной связи с дружбой, взаимопомощью и товариществом. Она становится необходимым компонентом новой системы ценностей человека, его коммунистического воспитания.
Развитие общества с необходимостью требует и развития любви. Ее содержание становится существенным критерием духовной высоты человека. Духовная сущность любви непрерывно обогащается, аккумулируя эстетические и моральные ценности растущей духовной культуры.