любовь Философия любви



Содержание
Предисловие
Введение
ОДУХОТВОРЕНИЕ ПЛОТИ
Мнимая платоническая любовь
Союз тела и духа
Любят ли животные?
Социальность любви
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Апология мужчины, его последующее обесценение
Неодинаковые, но равноценные
БЕЗУМИЕ И РАЗУМ
Структура половой любви
Безумная или разумная?
Половой инстинкт и сознание
Восприятие образа
Эмоциональность
Активность и устойчивость
Многообразие половой любви
Разум над безумием
ОЩУЩЕНИЯ И ЛЮБОВЬ
Роль органов чувств
Зрение
Слух
Обоняние
Осязание
Взаимодействие ощущений
ЭСТЕТИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Любовь и красота
Роль искусства
Танцы, музыка, скульптура, живопись
Художественная культура
Слово, опьяняющее, как вино
Сладость греха
От классицизма до реализма
Освобождение сердца
Магия сопереживания
ВЫБОР ОБЪЕКТА ЛЮБВИ
Незаменимый — незаменима
Облик идеала
Критерии выбора
Целостность восприятия
Косметика, мода и любовь
ЛЮБОВЬ И СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА
Трагедия любви
Свобода, вдохновение, счастье


Философия любви ⇒ Любовь и судьба человека ⇒ Свобода, вдохновение, счастье

Свобода, вдохновение, счастье


Эвдемонисты от Аристотеля и Эпикура до Спинозы, Гельвеция и Гольбаха смотрят на счастье как на личное длительное и разумное удовольствие, как на высшее благо. Они связывают достижение этой главной цели жизни человека с непоколебимой защитой радости на земле.

Ригористы в этике от Платона и Сенеки до Эпиктета и Канта понимают свою высшую нравственную задачу не как личное удовольствие, а как разумное подчинение «судьбе» или долгу. Они направляют сознание на иную, трансцендентальную действительность.

Марксизм преодолевает эти крайности одностороннего метафизического мышления. Он видит в счастье акт гармонического сочетания удовольствия и долга, практическое осуществление связи между «Я» и «другими», возможность удовлетворения личных и общественных интересов. Таким образом, марксизм диалектически, на высоком научном уровне объединяет то, что этики считали несовместимым в продолжение веков.

При такой постановке проблемы становятся еще яснее моменты общности любви и счастья. Вопрос непосредственно касается удовольствия и обязанностей, так как любовь не только приятное и продолжительное личное переживание, но и конкретное осуществление определенной социальной связи на практике. Следовательно, она доставляет наслаждение человеку и в то же время отвечает его чувству долга. Именно эти различные ее аспекты вписываются в психику индивида, создают ощущение личного счастья.

В зависимости от того, как различные люди понимают идеал и свой общественный долг, они неодинаково представляют себе содержание счастья как состояния удовлетворения высших потребностей своего индивидуального существования. Здесь очень важную роль играет личная иерархизация жизненных ценностей. Один человек счастлив, работая в искусстве или в науке, другой — создавая материальные блага, третий — совершая революционные подвиги и т. д. Но в любом случае счастье требует удовлетворения индивидуальных потребностей, имеющих общественное значение. Таким образом, личность выполняет свой высший социальный долг и в то же время полнее всего раскрывает себя.

Любовь, связанная с выполнением социального долга, с плодотворной общественной деятельностью мужчины и женщины, открывает глубочайшие интимные источники интенсивного и длительного удовольствия, заполняющего повседневность. Благодаря этому личная жизнь любящих становится более насыщенной, озаренной красотой, полной радостными чувствами. Любовь играет важную роль в создании особого эмоционального и нравственного состояния внутреннего блаженства личности.

Вообще любовь имеет чудесное свойство повышать для индивида ценность того, к чему она прикоснется. Таким образом, она раскрывает новый, более высокий смысл прозаической повседневности человека.

В «Триумфе любви» Шиллер поэтически выражает субъективное осознание этого состояния человека.

Счастливы любовью

Боги,— и любовью

Равны мы богам!

Где любовь — небесней

Небо и земля там

Ближе к небесам.

(Перевод А. Кочеткова)

В условиях социализма любовь рождается в непосредственной связи с дружбой, взаимопомощью и товариществом. Она становится необходимым компонентом новой системы ценностей человека, его коммунистического воспитания.

Развитие общества с необходимостью требует и развития любви. Ее содержание становится существенным критерием духовной высоты человека. Духовная сущность любви непрерывно обогащается, аккумулируя эстетические и моральные ценности растущей духовной культуры.




любовь

© 2000-2011 Все права защищены.
В случае перепечатки материалов ссылка на
www.pilipovich.narod.ru обязательна!