Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Буржуазное общество не уничтожает проклятия истории, запятнавшего человеческое достоинство женщины. Тысячелетняя трагедия продолжается. Капитализм начинает постыдную торговлю женщиной, капитализм ставит на женщине клеймо, как на товаре. Он защищает мужское право, его регламентацию.
Очень показательно отношение к женщине и ее роли в буржуазном обществе Наполеона Бонапарта. Категорическая позиция императора выражена в созданном им новом кодексе, который не только отражает его взгляды, но и назван его именем, внушавшим такое уважение исполненному тревог сознанию Европы в начале XIX века.
Лили Браун, компетентный исследователь вопросов феминизма, видит заслугу Наполеона Бонапарта в том, что он, будучи реформатором, осуществляет ряд мероприятий для улучшения женского воспитания. Он поощряет и поддерживает пансионы г-жи Кампань в Сен-Жермене и Экуане. Благодаря его влиянию возникают первые женские школы в Италии. В 1810 году Бонапарт назначает женщину (г-жу де Жанлис) на пост школьного инспектора в Париже.
Но все же нельзя отрицать тот факт, что Наполеон и в вопросах феминизма отходит от завоеваний революции. По своим взглядам он близок здесь к Руссо. Он утверждает, что женщин следует готовить лишь для одного дела — рождения и воспитания поколения героев. Бонапарт относится к женщине с высокомерием диктатора. Он чувствует «отвращение ... ко всем талантливым и ученым женщинам». Он изгоняет из Франции Жермену де Сталь.
Это презрение к половине населения земного шара сквозит и в контексте кодекса Наполеона. В качестве представителя буржуазии в период ее исторически обусловленного торжества Наполеон защищает идею освященных частной собственностью прав мужчины. Кодекс полностью признает привилегию мужа в праве наследования, попирает гуманные законы революции, которые уравнивали в правах так называемых «незаконных» и «законных» детей.
В условиях капитализма множатся псевдонаучные теории о мнимой неполноценности женщины. Таким образом, мужское право, имеющее вековые традиции, и новейшая философская пошлость отдельных, крайне тенденциозных авторов выступают единым фронтом. В рядах известных женоненавистников мы видим Шопенгауэра, Ницше, Стриндберга и др.
Демонстрируя свою ненависть к женщинам, Шопенгауэр пишет: «Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать красивым только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины. И вся его красота кроется в этом побуждении... Женщина по своей натуре обречена на повиновение, ей нужен господин... Самые блестящие представительницы всего пола никогда не производили... ничего истинно великого и самобытного».
«Старофранцузская галантность и германохристианская глупость привели к нелепому почитанию женщин, которое послужило только к тому, чтобы сделать их до того высокомерными и беззастенчивыми, что они напоминают священных обезьян Бенареса, которые в сознании своей святости и неприкосновенности позволяют себе все и вся...
Женщины всю свою жизнь остаются детьми...
Природа, снабдив льва когтями и зубами, слона бивнями, вепря клыками, быка рогами, а каракатицу ... мутящим воду веществом, одарила женщину... искусством притворства. Из этого установленного коренного недостатка... проистекают лживость, неверность, измена, неблагодарность».