Проклятие, тяготеющее над вечной Евой
Шопенгауэр становится теоретическим апологетом полового воздержания и аскетической самоизоляции. Он рассматривает интимные чувства как коварный «обман» души и проповедует погружение в буддистскую нирвану.
Исполненные враждебности взгляды Шопенгауэра на женщин имеют объективную социальную основу. Они — плод специфических условий эпохи, ее моральной атмосферы, вековых традиций «мужского права», мужской семейной тирании. Однако воззрения Шопенгауэра в какой-то мере являются отражением и его личной судьбы, результатом его общей пессимистической настроенности, приступов болезненной мрачности, боязни людей.
Другой страстный женоненавистник, Фридрих Ницше, в отличие от Артура Шопенгауэра, не презирает физического соединения полов. Он проповедует плотское хищничество, заявляя, что для достижения идеала сверхчеловека должны непрерывно рождаться дети. В тайной половой мистерии мужчина обычно «святой», а женщина — гусыня».
Но это не исчерпывает психологической характеристики презренного пола, данной в его книге «Так говорил Заратустра». Ницше продолжает описание: женщины не способны к «дружбе», они «кошки», в лучшем случае коровы». «Двоякого жаждет настоящий мужчина: игры и опасности. Оттого необходима ему женщина, как самая опасная игрушка... Счастье мужчины называется: «Я хочу». Счастье женщины выражается так: «Он хочет», «Ее величайшее искусство,— пишет Ницше о женщине,— есть ложь». Ее желание эмансипироваться идет от влияния «тупоумных... ученых ослов мужского пола». Отучаясь «бояться мужчины» в желании быть свободной, она теряет свои «самые женственные инстинкты». Согласно Ницше, мужчина должен смотреть на женщину, как на «предмет обладания, как на собственность, которую следует запирать...».
Венцом этой теории является известная максима Ницше: «Идешь к женщинам? Не забудь плеть!»
Идеализируя так называемое дионисийское начало жизни (опьянение и сладострастие, зачатие и разрушение, инстинкт и подсознание), Ницше восстает против эмансипации женщины и либерализма. Он защищает моральное варварство, иерархию полов.
Концепция Ницше о неполноценности женщины имеет свою психологическую основу. Ее истоки, как и у Шопенгауэра, видимо, следует искать в области патологии. Жизненная драма Ницше кроется в глубоком противоречии: с одной стороны — дионисийское восхищение тайной плотских наслаждений, с другой – чувство постоянной неудовлетворенности несложившейся личной жизнью и страха перед надвигающейся болезнью.
Этот патологический комплекс оказывает заразительное воздействие. Мрачный Шопенгауэр и обезумевший Ницше становятся примером для каждого философа, жаждущего теоретической компенсации своих жизненных неудач. В этом отношении первое место принадлежит пессимисту Отто Вейнингеру. Его нашумевшая книга «Пол и характер» за 5 лет после внезапного и трагического самоубийства автора выдержала 13 изданий на всех основных европейских языках.
Вейнингер по-своему использует взгляды Аристотеля на творящую форму и пассивную материю. Он заявляет, что мужчина — форма, то есть активное начало бытия, а женщина — материя, лишенная собственного внутреннего движения. Это обстоятельство предопределяет объективное развитие полярных противоположностей. «Женщина, — пишет Вейнингер, — ничто, поэтому из нее можно сделать все, что угодно, в то время как мужчина достигает того только, к чему он сам стремится».