Половой инстинкт и сознание
Герберт Маркузе пытается интерпретировать марксизм в духе фрейдизма, связав экономику с психологией посредством сферы инстинктов. В своей книге «Эрос и цивилизация» он полностью принимает исходные положения Фрейда: история цивилизации начинается с подавления влечений, прежде всего полового; их свободное и полное удовлетворение противоречит коренным интересам общества; индивид приспосабливается к этим вторичным условиям; он привыкает замещать принцип немедленного и полного удовольствия «принципом реальности», или, иначе говоря, видоизменять, ограничивать и откладывать достижение желанного удовольствия; так возникают утопии, фантазии, искусство, мечты и т. п.
Маркузе теоретически «приспосабливает» фрейдизм к современности. Он считает, что в индустриальном обществе «принцип реальности» дополняется принципом «экономической продуктивности». В этих условиях в процессе труда в значительной степени подавляются влечения человека. Но противоположность между «принципом удовольствия» и «принципом реальности» неминуемо исчезает. Маркузе отмечает, что утопическое мышление и фантазия, возникающие в сфере подавленных влечений, становятся в человеческом обществе источниками протеста. Они ведут к торжеству эроса как неподавленной внутренней силы, к свободе индивида.
Согласно Маркузе, в обществе будущего взаимосвязь между сознанием и подсознанием будет в корне иной. Наступит период раскрепощения первичной сущности человека. «Освобожденные от тирании подавляющего разума, — пишет Маркузе, — инстинкты стремятся к осуществлению свободных и прочных отношений, они порождают новый принцип реальности».
В результате высокого развития техники и бунта человеческого духа наступает конец цивилизации, которая в течение тысячелетия подавляла инстинкты. Таково категорическое заключение Маркузе. «Либидо либерализуется и подавит институциональные ограничения» внутренней сущности человека, «посредством которых поддерживалось ее соответствие принципу реальности».
Тысячелетней цивилизации разума, «репрессивной сублимации» Маркузе противопоставляет будущую культуру нерепрессированных инстинктов, свободного саморазвития эроса. Человеческое тело станет биологически самым совершенным инструментом для потребления удовольствий. Либидо будет иметь неограниченную возможность осуществления свободной, морально и психически нерепрессивной самосублимации. По внутреннему побуждению человек будет переходить от повелевающего разума как необходимости и подавляющей силы к спонтанному удовольствию как самой высшей культурно-эстетической реализации своей имманентной сущности.
Взгляды Маркузе, очевидно, содержат отдельные верные положения, но они крайне гиперболизированы и абстрактны. Действительно, история осуществляет «либерализацию» половых отношений при общем раскрепощении реальной сущности человека в современную эпоху. Существует и тенденция к постоянному утончению удовольствий. Проблема роли бессознательной мотивации также занимает свое место в сфере комплексного исследования поведения человека.
Однако теория Маркузе сводит почти все политические и революционные проблемы времени к «репрессированному» половому инстинкту, к стремлению отменить все «табу», достичь свободной самосублимации. Он фактически объявляет доминирование инстинкта и деградацию «логоса», разума, социального контроля в достаточно неисторической, туманной, чисто абстрактной форме.
Это тот же фрейдистский пансексуализм, претендующий на научное объяснение всего комплекса экономических, политических, эстетических, моральных и других задач современной культуры. Ультрареволюционные воззрения Маркузе фактически стали лозунгом утопической и авантюристической тактики отдельных групп молодых экстремистов, которые хотят одним махом уничтожить состояние подавленности, или, выражаясь философски, «логос» (вообще всякую необходимость), и таким образом спонтанно преобразовать мир.