Половой инстинкт и сознание
В настоящее время отношения между половым инстинктом и разумом могут рассматриваться как взаимодействие двух систем регулирования поведения человека. Но роль их неравноценна. Об этом свидетельствует как история, так и предыстория человечества.
Живой организм, обладающий мозгом, — сложная, вероятностная, саморегулирующаяся динамическая система. Управление ее функциями осуществляется через подсистему инстинктов (безусловных рефлексов) и навыков (условных рефлексов). Это две глубоко взаимосвязанные формы регулирования процессов в организме и его адаптации к окружающей среде.
Инстинкты представляют собой систему шаблонных действий, передаваемых по наследству, — питание, кровообращение, половые импульсы и т. п. Они обеспечивают функционирование организма в стереотипной форме. Условные рефлексы — это индивидуальные приспособительные реакции, которые возникают при повторении обусловливающих их объективных ситуаций. Они имеют более динамичный характер. Вместе с изменениями среды одни условные рефлексы организма исчезают, на их месте возникают новые условные рефлексы, отвечающие конкретной обстановке.
В отличие от всех других животных человек обладает сознанием. Это высшая форма отражения действительности и целенаправленного (то есть подчиненного одной программе) управления индивидов, составляющих данный социальный коллектив. Человеческое сознание наряду с инстинктами и навыками, присущими, как известно, и другим высшим организмам в природе, обладает дополнительными механизмами, посредством которых в более совершенной форме реализуется приспособление к окружающей среде. Его сущность характеризуется следующими наиболее важными, хотя и схематично обозначенными особенностями:
а) сознание имеет социальный характер. Оно регулирует и координирует действия человека, исходя из определенной ценностной системы, то есть руководствуясь интересами и других членов данной социальной группы;
б) сознание обладает способностью переноситься в ситуации завтрашнего дня. Оно регулирует и координирует действия человека не только с точки зрения настоящего, но и будущего. Оно осуществляет постановку целей, то есть прогнозирование и планирование действий.
Сознание человека не устраняет биологические инстинкты, а только подчиняет их своему высшему регулированию. При этом конкретная степень и форма этой зависимости различны. Определенные функции остаются почти полностью автономными. Это касается кровообращения, регулирования температуры тела и т. п. Индийские йоги утверждают, что могут сознательно регулировать все функции тела, останавливать на время сердце и снова приводить его в действие. Если это так, то все же в настоящее время это можно рассматривать как исключение.
Другие функции человеческого организма действуют полуавтономно. Их можно сознательно регулировать — ускорять и замедлять, разумеется, в определенных инстинктом биологических границах. Таково, например, дыхание человека. Современные ученые характеризуют его как типичную полупроизвольную функцию.