Танцы, музыка, скульптура, живопись
С точки зрения полового воспитания, облагораживающего воздействия большую роль играют образы женской красоты: Афина Паллада, Артемида, Деметра и особенно Афродита. Поистине волшебно влияние благодатного ионического климата, о котором говорили, что он возносит на крыльях созерцания неуловимую духовность человека к идеалу.
Прекрасна мраморная статуя богини красоты, найденная в начале XIX века на острове Милос (Мелос) и названная Афродитой Милосской. Она олицетворяет эллинские нормы красоты и гармонии совершенного женского тела. Грудь Афродиты Милосской как бы слегка трепещет. Лицо излучает мягкое внутреннее сияние, свет божественной красоты.
Неуловимым очарованием полны древнегреческие Афродиты. Время сделало их красоту достоянием человечества. Афродита Книдская Праксителя, Афродита Медицейская, Афродита Киренская и др.— это вечные образы прекрасной женщины с идеально пропорциональным телом. Эстетизация образа женщины в скульптурах древнегреческих мастеров способствовала облагораживанию половых отношений. Это объясняется прежде всего следующими обстоятельствами:
1. Древнегреческие скульптурные изображения Афродиты изваяны чаще всего из белого мрамора. Эта эстетическая условность материала отделяет художественный образ от натуры. Холодный мрамор не имитирует нагое тело, не создает натуралистическучо иллюзию. Он перевоплощает его стройность и жизненную полноту в форму, освобожденную от непосредственных половых раздражителей. Таким образом, мрамор в руках скульптора помогает превращению обнаженной, сексуально воздействующей плоти в объект эстетического созерцания.
2. Изящные фигуры древнегреческих Афродит являются художественной идеализацией естественного облика женщины. Линии и очертания тела образуют гармоническое созвучие. Богиня любовных мистерий Древней Греции превращается в «образ целомудрия, чистой красоты» Идеализация женского тела блокирует чувственные вожделения мужчины. Половой инстинкт как биологическая тенденция отступает на задний план. Эрогенные зоны становятся объектом эстетического созерцания. Как указывает М. В. Алпатов, тело изваянной Праксителем Афродиты «было столь прекрасно, что посетители святилища должны были отогнать всякие грешные мысли».
3. Древнегреческие статуи богини любви часто изображают ее после или во время купания. Это служит как бы оправданием наготы ее тела и одновременно ассоциируется с понятием и представлением о телесной чистоте, что усиливает очарование женского образа, способствует его эстетическому созерцанию.
Древнегреческое искусство ваяния заставило человека смотреть на мир другими глазами. Оно решительно преодолело чисто плотское, сексуальное отношение к обнаженному телу, к его функциям. Это пленительное искусство создало высшую эстетизацию половых отношений, открыло тайны человеческой красоты, приучило сознание созерцать нагое тело без какого-либо внешнего проявления чувственных желаний.
Это искусство гармонии показало красоту обнаженного тела человека, и прежде всего тела женщины, канонизировало для грядущих поколений его прелесть, его изящество, превратив его в объект эмоционального созерцания, доставляющего особое, высшее наслаждение.